Радиолюбитель из Южной Каролины Jim Giercyk в 2016 г. разместил отрицательный отзыв на используемую им программу для радиолюбителей Ham Radio Deluxe на сайте eham.net. Через некоторое время он скачал обновление своей программы (техподдержка Ham Radio Deluxe настаивала на его установке для устранения заявленной им проблемы ) и программа перестала работать. Выяснилось, что в обновлении был список ключей, занесенных в черный список, и в этот список был внесен и ключ программы радиолюбителя.
Это вызвало настоящую бурю на радиолюбительском форуме, где ветка форума на сегодняшний момент набрала уже 169 страниц (причем у посетителей возник конфликт и с владельцем форума, который хотел занять более нейтральную позицию и даже сперва удалил несколько нитей обсуждения).
На подобное поведение производителя Ham Radio Deluxe жалуются и на Reddite. К вопросу подключилась пресса, которая получила ответ от совладельца компании, что блокирование ПО за отрицательные отзывы не является политикой компании, а самовольным поступком одного из сотрудников техподдержки.
При этом компания оставляет за собой право отказываться вести дела с кем либо из своих клиентов, отзывая их ключи (и, видимо, возвращая деньги) (Well, we don’t refer to this as «blacklisting». Just because a business decides to «refuse service» (for whatever reason) is not retaliation… and it does not prevent their voices from being heard)
Такое отключение ПО компания не считает чем то криминальным, а называет его просто «управлением лицензиям» (you can hardly refer to software license management as a virus). Кстати упоминается, что радиолюбителю восстановили его ключ доступа.
Эта дискуссия поднимает на самом деле очень серьезный вопрос. Продвижение идеи «ПО как сервис» выгодно производителям. Вместо продажи какого то кода, они имеют некий вариант аренды. Кстати и при покупке программы, вы как правило не покупаете её код, а вступаете в некие отношения, типа договора присоединения.
Это прикрывается юридическим обоснованием, пролоббированным на рубеже тысячелетий мощными софтверными компаниями, законами о защите интеллектуальной собственности типа DMCA и т.д. Microsoft или IBM не отзывают лицензии у своих критиков. Однако, рано или поздно, этой же юридической защитой начинают пользоваться фирмы поменьше, победней и поагрессивнее.
Можно вспомнить например закрытие сервиса Smartresponder. Его владелец заявил, что дальнейшая работа проекта мешает его самореализации и занялся блоггингом. Масса людей, не использующих сервис для работы, в комментариях восхищалась столь стремительным пируэтом, но мнение пользователей было немного другим:
Оказывается кинуть клиентов — это достойно восхищения?
О каких ценностях идёт речь?
Голову склонять перед чем? Перед свободой от данных нам, клиентам, обязательств?
Люди выстроили свои бизнесы, вложили кучу денег в этот сервис, а у руководителя «кризис вдохновения» и у десятков тысяч людей всё прахом пошло.
Посчитайте, сколько надо снова вложиться, чтобы поднять заново всё, что годами создавалось.
Почему все говорят о переносе базы, ведь это мелочи, по сравнению с переносом десятков, а то и сотен серий писем, выстроенных воронок продаж, цепочек последовательно завязанных рассылок, да много ещё чего. Тут работы не на неделю-две!
А доверие моих партнёров, которым я 9 лет рекомендую этот сервис и они исправно платили, это тоже не важно автору? Да, я и о своей репутации думаю.
Печально, но я чувствую, что меня надурили и даже причины вменяемой не нашли для объяснения. Предстал перед нами Макс с грустными глазами, помямлил всякой всячины и на этом прощайте.
Как говорится, 15 минут позора и свободен.
За 4 года не найти вменяемого решения — это что за руководитель и бизнесмен такой?
Грустно всё это. Особенно грустно читать восхищения таким стрёмным поступком.
Автор Елена Соболева
Все это ставит вопрос о надежности использования сервисов вместо продуктов. Да и некоторых продуктов, которые оказывается, могут быть отключены в любой момент времени. А вы что думает, пишите в комментариях.