Раньше особых ограничений на полеты авиамоделей (которые по сути являются беспилотниками) не было. Авиамоделистов было мало, авиамодели штучными и они никому не мешали. Но появление массовых и недорогих квадрокоптеров поставило вопрос — где им можно летать и где нельзя.
Обычно нормы поведения создаются под существующие условия и потом закрепляются обществом в виде морали или кодифицируются законами. Появление технических новинок неизбежно меняет существующие условия и требует обновления норм поведения и законодательной базы. Так произошло и с беспилотниками.
Пока их гражданское применение (военное — отдельная тема) было ограничено любителями, строившими самодельные радиоуправляемые вертолеты и самолеты, инциденты оставались неизвестными широкой публике. Хотя в среде любителей радиоуправляемые вертолеты иногда называли «летающей циркуляркой», из-за тяжелых травм, которые могли наносить его лопасти.
Подробнее на русском о таких инцидентах можно почитать например здесь. Или поискать видео по фразе RC Injuries. Предупреждаю, видео не для слабонервных.
Однако радиоуправляемые вертолеты и самолеты долго оставались сложной и дорогой игрушкой не для всех. Перелом произошел с разработкой легких и мощных полетных контроллеров, позволяющих создавать и управлять недорогими вертолётами и квадрокоптерами.
Как это часто бывает, произошел переход количества в качество. Пока немногочисленные гики гоняли свои радиоуправляемые игрушки на своих тусовках, их не замечали. Но когда почти любой желающий смог купить радиоуправляемый квадрокоптер, у общества появилось много вопросов. Что будет если квадрокоптер потеряет связь с оператором? Или у него сядет аккумулятор в полёте? Или порыв ветра приведет к потере управления? И всё это можно случится в густонаселенной местности.
Отдельно встал вопрос о праве пролета над частными территориями. Этот вопрос не так прост как кажется. Формально, права на владение воздушным участком, не дают прав ни на недра под ним, ни на воздушное пространство под ним. Но вся проблема как всегда в деталях. Например в России вы можете вырыть колодец на своем участке, но на артезианскую скважину уже потребуется подать заявку на предоставление в пользование участка недр для добычи подземных вод сроком до 25 лет, в соответствии с законом о недрах. Логично предположить, что и права вверх ограничены какой то высотой.
Но тут все очень сложно. Верхней границей воздушного пространства государств cчитается 100 км, так называемая линия Кармана — это минимальная высота орбиты спутников. Де факто верхняя граница определяется возможностями ПВО конкретной страны. С развитием стратосферной авиации тут могут возникнуть конфликты.
Нижней границей воздушного пространства России по по Большому юридическому словарю является сухопутная и водная поверхность земного шара. То есть частной собственности на воздушное пространство юридически нет вообще, и зарулив на судне на воздушной подушке к кому нибудь на частную территорию — вы его прав не нарушите. Но тут же попадете под Федеральные правила об использовании воздушного пространства.
Если же говорить серьезно, то пока в России просто не требовалось юридическое толкование этого вопроса. В США прецедентом является решение суда аж от 1948 г, по жалобе фермера на самолеты, мешавшие его курам спать. Суд по делу United States vs Causby признал верхней границей частной собственности высоту в 83 фута (около 25 м), а минимально безопасной высоту установившегося полета летательных аппаратов (кроме взлета, посадки и маневров) в 500 футов (около 150 м) Но уже в нашем веке Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) заявило, что нижней границей государственного воздушного пространства является земная и водная поверхность, как и в России.
Однако по делу Уильяма Меридета, расстрелявшего летавший над его участком квадрокоптер из дробовика, суд встал на сторону стрелка, признав такой пролет вторжением в частную жизнь.
Что касается властей, то они отреагировали естественным для государств способом, вводя разные ограничения. Осложнил ситуацию прецедент с вторжением квадрокоптера на территорию Белого дома в Вашингтоне. У нас в России также пока больше надеются на ограничения, приравнивая по оформлению полетов, квадрокоптеры почти к частным самолетам.
Но надо понимать, что частных самолетов мало, а дронов могут быть миллионы, это совершенно особый вид транспорта и он потребует разработки совершенно новых правил. В том числе и правил воздушного движения. Потребуются автоматизированные диспетчерские, для управления тысячами дронов, одновременно находящихся на сравнительно небольшом участке. Не сталкиваясь между собой и с другими летательными аппаратами. Этим, например, занимается Alphabet (материнская компания Google).
Те из государств, кто сформулируют такие правила и законы первыми, получат огромный экономический эффект от применения беспилотников.
UPD: В комментариях предложили интересный способ борьбы с беспилотниками:
Андрей Волчков
в пиОнЭрском возрасте шалили стреляли из рогатки гайками с привязанной к ним длинной — 5-6 м леской или капроновой ниткой по кордовым моделям. Нитку захватывал воздушный поток, наматывалась на винт, далее сильная вибрация и вынужденная посадка, ремонт.