Где моя летающая машина?

Вынесенный в заголовок текст стал уже мемом среди англоязычных любителей футурологии и фантастики — Where Is My Flying Car? Молодежь вряд ли поймет смысл этого вопроса, а вот те кто старше 40 и любил в молодости фантастику — хорошо поймут контекст.

Одной из примет будущего во многих фантастических произведениях были летающие машины. Люк Бессон неспроста показал их в «Пятом элементе».

Где моя летающая машина?
Летающие машины в фильме Люка Бессона «Пятый элемент». Цитируется по фильму «Пя́тый элеме́нт» (англ. The Fifth Element, фр. Le Cinquième élément, снят Люком Бессоном в 1996 г на студии «Gaumont»

Ещё в 1911 г. в романе «Ральф 124C 41+» Хьюго Гернсбек упомянул «aeroflyer» — воздухолёт в русском переводе. По контексту романа это такое индивидуальной воздушное средство передвижения:

Тысячи воздухолётов бороздили небо своими мощными прожекторами, бесшумно проносясь в ночи; изредка с огромной скоростью пролетал мимо воздушный гигантский лайнер…

Чуть позже, в ноябре 1926 г. научно-популярный журнал Popular Science писал:

Последние самолеты открывают новую эру безопасности: изобретатели создают всё более надежные, безаварийные самолеты, эксперты говорят, что скоро мы все полетим на наших собственных машинах…

Ярославская газета «Северный рабочий» в 1929 г писала о летающем автомобиле Erfa немецкого инженера Эрнста Рейнко. Скорее всего речь идет о нереализованном проекте, так как другой информации в Интернет я об Erfa не нашел. А проект был интересный — два двигателя 200 л.с для полетов и 15 л.с для езды. Длина 7,8 м, ширина (со сложенными крыльями) 1,6 м. Вместимость 6 человек:

Идеями о летающих машинах увлекался такой реалист и прагматик, как Генри Форд. В 1940 г он сказал » Запомните мои слова. Летающий автомобиль будет. Вы можете улыбаться, но это будет «

Сказал Форд эти слова не на пустом месте. С 1926 года он разрабатывал «sky flivver»-«Небесный взлет»(также известен как Ford Flivver ), маленький одноместный самолет-моноплан весом всего около 230 кг.

Сам Форд называл её летающей моделью Т (по аналогии с самой популярной машиной Ford-T 20-30 годов 20 века). Этот самолёт даже применял стандартную выхлопную трубу от Ford-T. Собственно эта разработка и стала причиной энтузиазма журналиста Popular Science.

Где моя летающая машина?
Ford Flivver — By San Diego Air and Space Museum ArchivesUploaded by Bzuk at en.wikipedia — Source, CC BY 3.0, https://en.wikipedia.org/w/index.php?curid=36632522

По планам Форда цена Ford Flivver составляла 37 000 долларов, но после продажи первых 100 машин, могла упасть до 28 000 долларов.

Однако начало оказалось не очень успешным. Нормально летать на Ford Flivver удавалось только Гарри Бруксу, сотруднику и другу Форда. А вот известный американский летчик Чарльз Линденберг, после пробного полёта заявил, что «это один из худших самолетов, которые он когда-либо пилотировал».

В 1928г. Гарри Брукс участвовал в перелёте на модифицированной версии Ford Flivver. На ночь он заткнул вентиляционные отверстия в крышке топливного бака зубочистками, чтобы избежать попадания в топливо конденсата. Перед стартом он, по видимому, забыл вынуть эти зубочистки и самолет попал в катастрофу. Тело Брукса так и не нашли.

После этого, потрясенный Форд отказался на время от разработки индивидуальных самолетов. Тем не менее он не отказался от авиации и создал авиационное подразделение, которое произвело весьма успешный Ford Trimotor.

20 лет спустя, в 1949 г, Молтоно Тейлор создал прототип Тейлор Aerocar. Как видно по картинке он уже очень близок к летающим машинам.

Где моя летающая машина?
Aerocar III By Original uploader was JimCollaborator at en.wikipedia — Transferred from en.wikipedia, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11203967

Управление гражданской авиации в 1956 г.одобрило проект для массового производства, но Тейлор не смог найти достаточного количества (500 штук) заказчиков и Aerocar так и не пошел в серию.

В 1971 г. появился проект AVE Mizar. К автомобилю Ford Pinto прикрепили съемный планер от самолёта Cessna Skymaster. Позже планировали начать производить собственный планер. Производство планировалось начать в 1974 году, расчетные цены 18300 до 29000 долларов (видимо это цена за планер).

Где моя летающая машина?
AVE Mizar By Doug Duncan — Own work, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17015488

Увы, из-за плохого качества сборки AVE Mizar, с обоими авторами проекта на борту, потерпел катастрофу в 1973 г. Авторы проекта погибли и проект был закрыт.

На сегодняшний день нет недостатка в проектах летающих машин. На этой стезе отметились Uber Air, Vahana Airbus, Kitty Hawk Flyer, Volocopter и десяток других стартапов. Смогут ли они пройти дальше, чем их предшественники — вот вопрос.

Где моя летающая машина?
Volocopter Автор: Alec Wilson from Khon Kaen, Thailand — D-MYVC, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=67939263
Промо-ролик проекта Vahana Airbus

Самые интересные комментарии к статье:


grayhaund2012

Критические требования к «летающему автомобилю»:

1) на земле должен занимать места столько же, сколько обычный автомобиль

2) этого места должно быть достаточно для взлёта

3) не требовать зоны безопасности вокруг себя

На известных физических принципах создать что-то подобное невозможно, и это было понятно ещё во времена Форда.

А самолёты в форме автомобильчиков — в лучшем случае, спортивные снаряды для активного отдыха, но никак не средство передвижения.

grayhaund2012

Минимальный диаметр ротора, что бы поднять ОДНОГО человека, ~ 4 метра. Уже не проходит. Так от концов лопастей до людей должно быть ещё по 1,5 м. с каждой стороны, как минимум. Итого, круг диаметром семь метров, если нет хвостового винта.
Если вместо несущего ротора использовать фенестроны или воздуходувку на каком нибудь ином принципе, теоретически, машину можно вписать в габариты автомобиля, но опасная зона вокруг никуда не девается (прикидываем напор воздуха, необходимый что бы удержать от падения машину массой в тонну, и понимаем, что людей будет валить с ног за много метров вокруг). И ничего с этим не сделаешь. Увы. Так что, пока не придумают антигравитацию, будем кататься на колёсиках.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.