Изобретенная во Франции проводная трансляция достигла своего апогея в СССР. И если бы не распад СССР, возможно нашла бы новое применение, как своеобразный аналог мини-Интернета.
С момента изобретения телефона в 1876 г., проводная передача звуков и голоса была ориентирована на индивидуальную связь между двумя людьми.
Идея передачи звука большому количеству слушателей была реализована чуть позже, в 1881 г. Клементом Адером (одним из организаторов Парижской частной телефонной сети в 1879-1880 г.) во время Всемирной выставки в Париже.
Адер установил 80 телефонных микрофонов-приемников на сцене Парижской Оперы, чтобы создать стереоэффект (в 1881 г между прочим). Это была первая двухканальная аудиосистема, состоящая из ряда телефонных микрофонов и усилителей, транслировавших звук в здание Парижской электротехнической выставки, в специальную комнату для прослушивания.
Расстояние передачи звука составляло 2 км, для прослушивания применялись стереонаушники (да-да, в 1881 году). Так как Адер в то время работал над телефонными сетями, неудивительно, что для передачи звука он применил хорошо ему знакомую телефонную сеть.
В сети можно найти информацию, что в 1886 на 3-й Петербургской электротехнической выставке польский изобретатель (Польша тогда входила в состав России) Юлиан Охорович также организовал проводную трансляцию оперных спектаклей. Технические детали этой трансляции мне неизвестны.
Но, проводное коллективное вещание оказалось Золушкой, на фоне своей блистающей сестры радиовещания. В отличие от телефонии, от которой произошло. До 20 годов 20 века в мире предпринимались различные попытки организовать массовое проводное вещание. Но их трудно назвать успешными.
На базе опытов Клемента Адера была создана система Театрофон (театральный телефон, Théâtrophone). Театрофон был представлен в Бельгии в 1884 году, в Лиссабоне — в 1885 году. В Швеции первая телефонная передача оперного спектакля состоялась в Стокгольме в мае 1887 года.
В 1890 году система вернулась в Париж как рабочая коммерческая система. Услугу предложила компания Compagnie du Théâtrophone. Театрофон транслировал театральные и оперные спектакли своим подписчикам.
В передачи также включались пятиминутные новостные программы. Приемники Театрофон, оснащенные монетоприемниками, устанавливались в отелях, кафе, клубах и других местах. Цена составляла 50 сантимов за пять минут прослушивания (это достаточно дорого по тем временам). Для привлечения постоянных слушателей выпускались абонементы с пониженными ценами. Услуга также была доступна для домашних пользователей. Прием вещания велся через наушники. В 1932 г сеть Театрофон не выдержала конкуренции с радиовещанием и была закрыта.
В Великобритании в 1895 г, по образцу Театрофона, была создана система вещания Электрофон ( Electrophone). Для трансляции использовались проводные телефонные линии. Электрофон передавал театральные постановки и музыкальные концерты. По воскресеньям транслировались церковные службы (причем, чтобы не смущать верующих, в церквях микрофоны маскировали под Библию).
Работала сеть вещания Электрофон в основном в Лондоне. Ежегодный сбор за использование составлял 5 фунтов стерлингов (сумма, доступная в те времена богатым людям, к тому же, чтобы подключить Электрофон, надо было иметь домашний телефон). В 1897 году были подключены пункты приема передач с монетоприемниками в отелях. Цена за несколько минут прослушивания составляла шесть пенсов. В несколько больниц были проведены бесплатные линии.
В 1896 году число подписчиков Электрофона составило 50 человек, к 1919 году их число возросло до 1000, а на пике в 1923 году — чуть более 2000. Но к ноябрю 1924 года сократилось до 1000. И в 1925 г. Электрофон закрылся, также не выдержав конкуренции с радиовещательными станциями.
В других странах также пытались создать свои системы проводного вещания. Можно упомянуть
Tellevent ( также пишется Televent , Детройт, Мичиган, США)
Tel-musici (Уилмингтон, Делавэр, США)
Телефонный вестник (Ньюарк, Нью-Джерси и Портленд, Орегон, США)
Musolaphone (Чикаго, Иллинойс, США)
Fonogiornale (Милан, Италия)
Радио виноградной лозы (Южная Каролина, США)
Ни одну из этих попыток нельзя назвать успешной. Проработав некоторое время и не набрав критическую массу подписчиков, эти службы закрывались. Единственной успешной можно назвать Telefon Hírmondó (Будапешт, Венгрия). Она была основана в 1893 году Тивадаром Пушкашем, одним из коллег и соратников Клемента Адера по парижской телефонной сети.
Тивадар умер через месяц после организации Telefon Hírmondó. Через его брата Альберта Пушкаша, компания была приобретена инженером Иштваном Поппером.
Что интересно, выданное компании разрешение на работу включало в себя положение о том, что сотрудники Telefon Hírmondó заранее запишут новостные репортажи. Эти репортажи будут подписаны как руководителем, так и диктором, а копии страниц будут отправляться три раза в день Королевской прокуратуре Будапешта. Также копии отправлялись в департамент полиции Будапешта, а на следующий день соответствующие министерства.
Первоначально Telefon Hírmondó использовал телефонные линии, предоставленные местной телефонной компанией, для распространения своих программ. Позже он получил разрешение на прокладку собственных линий, и под руководством своего технического директора Нандора Шмазенки построил сеть,которая делила Будапешт на двадцать семь районов.
Начиная с 69 км линий, система была расширена до 599 км в 1901 году и до 1800 км в 1907 году. Двадцать семь кабелей из меди проходили от микрофонных приемников в Оперном театре в центральный офис, где осуществлялось звукоусиление. В каждый район шел магистральный кабель , а к отдельным домам — малоабонентские кабеля.
Радиолампы и звукоусиление были слабо развиты до 1910-х годов, поэтому для передачи новостей были наняты дикторы с особенно громкими голосами — стенторы. Их задачей было говорить как можно сильнее в специальные двойные микрофоны. Это было утомительной задачей, поэтому несколько стенторов читали по очереди по десять минут.
Домашние приемники обычно состояли из двух телефонных приемников, подключенных к линии. Абонент мог слушать, используя оба наушника, или два человека могли слушать каждый, используя по одному наушнику. Внешний громкий зуммер, использовался для привлечения внимания к важным объявлениям.
Telefon Hírmondó начал свою деятельность в 1893 году с 60 абонентами, их количество которых выросло до 700 в 1894 году, 4915 в 1895 году, 7629 в 1899 году, около 6200 в 1901 году и 15 000 к 1907 году. Годовая стоимость подписки на услугу составляла 18 крон (тогдашняя цена на 10 кг сахара или 20 кг кофе в Будапеште). Приемник принадлежал компании и предоставлялся бесплатно.
В 1920-х годах компании было предоставлено право на создание первой радиостанции в Будапеште, которая начала действовать 1 декабря 1925 года. Компания стала называться Magyar Telefon Hirmondó és Rádió . К 1930 году у неё было 91079 абонентов.
В 1944 г, в ходе боев в Будапеште, кабельная трансляционная сеть Telefon Hírmondó была разрушена и позже не восстанавливалась.
Самая мощная и уникальная сеть проводного вещания была создана в СССР. До революции в России по-видимому не было проводных трансляционных сетей. После Октябрьской революции новые власти первоначально занялись развитием радиовещания.
В середине 1922 года в Москву из Нижегородской радиолаборатории была доставлена самая мощная на то время в мире 12-киловаттная станция. Уже в сентябре она передала в эфир первый большой радиоконцерт. А еще через месяц вступила в строй радиостанция имени Коминтерна. В 1922 году в Москве, по проекту архитектора Владимира Шухова, была построена башня высотой около 150 метров . На ней в 1927 г были установлены радиоантенны, транслирующие передачи Всесоюзного радио.
Но разрушенная мировой войной, двумя революциями и гражданской войной страна не могла быстро наладить выпуск массовый гражданских радиоприемников. И тогда ставка была сделана на проводное вещание. Ещё в 1921 году из Казани в Москву были доставлены усилительные установки. Громкоговоритель с рупором установили на балконе здания Моссовета, что дало возможность услышать на улице речь, произнесенную в актовом зале.
Говоря сегодняшним языком, была сделана ставка на сеть с «тонкими клиентами». Всё сложное и дорогое оборудование концентрировалось в вещательных центрах. Абонентские же приемники состояли из громкоговорителя, трансформатора и опционально регулятора громкости. Достаточно было подсоединить приемник к двум проводам радиовещания, чтобы он начал работать. А вот настройка радиоприемника тех лет была доступна далеко не каждому.
Развитие сети проводного вещания началось в 1925 г. Первоначально абонентские приемники-рупоры были уличными и устанавливались в местах скопления людей. Такие рупоры можно часто увидеть в фильмах о Великой отечественной войне. По мере расширения трансляционной сети появилась возможность устанавливать приемники в помещениях. Сперва это были различные общественные помещения, позже и дома обычных граждан.
в Ленинграде первые опыты по проводному радиовещанию были проведены в 1925 г. Тогда на зданиях Гостиного двора, на Невском пр., 42, и ул. Герцена, 37, были установлены рупорные громкоговорители. Передачи велись по 3 часа в день, в это время у громкоговорителей собирались огромные толпы горожан и гостей города. В квартирах первые точки «Росстройрадио» были установлены в 1927 г. В 1928-м их насчитывалось уже 2,1 тыс… К 1941 г. в Ленинграде практически все дома были радиофицированы, на сети насчитывалось 459 тыс. радиоточек. Была завершена реконструкция системы оповещения населения города… На главных магистралях и площадях было установлено 1172 уличных рупора-громкоговорителя, на территории заводов и фабрик – 400 электросирен.
На выпуск приемников «Аккорд», ДП, ЛМ-3 были ориентированы такие предприятия, как Горьковский радиотелефонный завод имени Ленина, Ленинградский телефонно-телеграфный завод имени Кулакова и харьковский «Укррадиограмто». Первоначально эти приемники были довольно неказистыми, черными и круглыми, поэтому в народе их называли «тарелками» или «сковородами». Недорогими были как сами приемники, так и стоимость подключения.
К 1937 г. на тысячу жителей приходилось примерно 25 радиоточек. А к 1941 году в СССР насчитывалось уже 11 тысяч трансляционных узлов и 6 миллионов индивидуальных радиоточек Это намного превышало число абонентских точек в других странах.
Несмотря, что эти приемники были проводными, за ними закрепилось название «радиоточки». Так как приемники были простыми и дешевыми, то на предприятиях и в организациях зачастую создавали свои локальные сети вещания и радиоузлы. Обычно это делалось местными радиолюбителями, а радиолюбительство развивалось в СССР очень активно.
Первоначально качество передачи речи было не очень высоким. В романе «Двенадцать стульев» (1927г.) Остап слышит передачу в Доме собеса:
В эту минуту разговор воспитанниц был прерван трубным сморканьем, заглушившим даже все продолжающееся пение огнетушителя в коридоре, и коровий голос начал:
– … бретение…
Старухи, пригнувшись и не оборачиваясь на стоявший в углу на мытом паркете громкоговоритель, продолжали есть, надеясь, что их минет чаша сия. Но громкоговоритель бодро продолжал:
– Евокрррахххх видусоб… ценное изобретение. Дорожный мастер Мурманской железной дороги товарищ Сокуцкий, Самара, Орел, Клеопатра, Устинья, Царицын, Клементий, Ифигения, Йорк, – Со-куц-кий…Труба с хрипом втянула в себя воздух и насморочным голосом возобновила передачу:
– … изобрел световую сигнализацию на снегоочистителях. Изобретение одобрено Доризулом, Дарья, Онега, Раймонд…
Старушки серыми утицами поплыли в свои комнаты. Труба, подпрыгивая от собственной мощи, продолжала бушевать в пустой комнате:
– … А теперь прослушайте новгородские частушки…Источник: «Двенадцать стульев» — роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова
Обратите внимание, что фамилия мастера: Сокуцкий — диктуется по буквам, диктор знает, что слышно будет очень плохо. Но уже в тридцатые годы было значительно улучшено качество вещания и сформирована «сетка вещания».
Большую роль проводное вещание сыграло в годы Великой Отечественной войны. Ещё 29 сентября 1939 года вышло постановление Совнаркома СССР от «Об узлах проволочного вещания, трансляционных радиоточках и радиоприемниках», согласно которому за устройство и эксплуатацию «нелегальных» радиоустановок граждан надлежало штрафовать на сумму от 10 до 1000 рублей (все радиоприемники в СССР в те годы должны были регистрироваться и за них платился сбор, согласно постановления Совнаркома от 28 июля 1924 года «О частных приёмных радиостанциях» )
25 июня 1941 года вышло постановление Совнаркома СССР «О сдаче населением радиоприёмных и радио- передающих устройств». Всем гражданам предписывалось в пятидневный срок сдать все радиоприёмники, вплоть до простых детекторных, в организации Наркомата связи. Это было сделано, чтобы избежать радиопропаганды противника.
А вот радиоточки остались. По ним передавались сводки Совинформбюро, предупреждения об авианалетах. В Ленинграде действовал так называемый «ленинградский метроном».
Было три ритма метронома!
первый, медленный: отбой или просто отсутствие воздушной тревоги.
второй, чуть быстрее: именно, воздушная тревога и авиа налёт бомбардировщиков.Третий, самый быстрый темп: Авианалет на город плюс артобстрел дальнобойной гаубичной артиллерии.
В самое тяжелое время блокады, зимой 1941/42 гг., система оповещения города работала четко и надежно. Каждый раз по приказу штаба МПВО дежурный Центральной станции прерывал вещание программы, включал электропроигрыватель с грамзаписью текста тревоги, и тогда более 1 тыс. громкоговорителей, 400 тыс. радиоточек разносили над городом вой сирены и речевой сигнал. Эту «симфонию» дополняли 400 мощных электросирен. По окончании звучания грамзаписи включался метроном с учащенным ритмом 160-180 тактов в минуту. Когда опасность миновала, по приказу штаба вновь включался электропроигрыватель, на улицах и в домах раздавался сигнал отбоя тревоги, сопровождающийся звуками фанфар. Если не было программ вещания, то вновь включался метроном с замедленным ритмом 50-55 тактов в минуту. И так в течение всей войны – сеть была включена круглосуточно, что давало возможность населению и службам ориентироваться в обстановке и быть уверенными в работе сети.«
К середине 1950-х годов сетка вещания была отлажена для мирного времени и, мало меняясь, сохранилась до конца СССР. Передачи начинались в 6 часов утра с исполнения Гимна Советского Союза. Затем выпуск последних известий и прогноз погоды. Период с 8 до 9 часов детское время — передачи «На зарядку становись!» и «Пионерская зорька».
Далее: от «Ленинский университет миллионов» и «Трибуны международника» до научно-популярных типа «Наука на службе мира». Можно было прослушать радиоспектакли и музыкальные выпуски. Я был тогда ребенком и мне запомнилась замечательная детская передача «Радионяня» ( Выходила в эфир в первое воскресенье месяца ).
Популярностью пользовалась передача «В рабочий полдень», через которую можно было не только поздравить родных и знакомых, но и заказать для них исполнение песни.
С 1962 г. началось внедрение трёхпрограммного проводного вещания. В марте 1964 г. было принято постановление Совета Министров РСФСР и аналогичные постановления в других союзных республиках об обязательном наличии радиотрансляционной сети во всех строящихся жилых домах. К началу XI пятилетки в стране было уже 81,6 млн абонентских приемников.
В связи с распространением домашних радиоточек прекратилась трансляция программ через уличные громкоговорители. Часть их была оставлена для экстренного оповещения населения.
Где то к концу 60, началу 70 годов в СССР появилось такое явление как радиопиратство в сетях проводного вещания. Рукастые и хулиганистые радиолюбители подключали к радиотрансляционной сети самодельные усилители, вносили изменения в домовую трансляционную сеть и транслировали свои передачи жителям своего подъезда, дома, а то и микрорайона. Если при этом не затрагивались политические вопросы, то с таким радиопиратством боролись спустя рукава и явление сохранилось до начала 21 века. Почитать об этом можно здесь, здесь и здесь
Своего апогея радиотрансляция достигла в СССР в 80 годы 20 века. В 1990 году было анонсировано введение 4-й программы проводного вещания, на частоте 52 кГц, но по причине распада СССР и утере интереса к проводному вещанию, введение 4-й программы не состоялось. На сегодняшний день сеть проводного вещания как единая система практически отсутствует, сохранились отдельные, иногда крупные фрагменты. Вконтакте есть группа, ратующая за воссоздание проводного радиовещания. Вот на этой странице автор рассматривает современные замены радиоточке. Технические подробности устройства проводной радиосети в СССР можно посмотреть здесь и здесь или поискав в сети книги.
1. Техника проводного вещания и звукоусиления / под ред. В. Б. Булгака и А. П. Ефимова, Москва, «Радио и связь», 1985
2. Аппаратура станций проводного вещания — Окунь, Айдинян, Каменева М., Связь, 1978
3. Аппаратура дистанционного управления ОУС ПВ — Окунь М., Радио и связь, 1989
Несмотря на то, что системы проводного вещания создавались как в странах Восточной Европы, так и Германии, Японии и Китае, такой развитой сети как в СССР не удалось создать нигде. Сейчас система проводного вещания сохраняется в Северной Корее.
Почему система проводного вещания СССР достигла такого развития? Тут сложилось несколько аспектов. СССР начал развивать проводное вещание, когда первое поколение систем, типа Театрофона, начало приходить в упадок и было ясно, как делать не надо. В отличие от Театрофона и его клонов советская система ориентировалась на массового небогатого потребителя. Развитие техники (в том числе радиоламп) к середине 20 годов 20 века, позволило создать систему громкоговорящей связи, пригодную для массового оповещения, что было невозможно в ранних системах с наушниками.
В СССР отказались от увязки вещания с телефонными сетями. К концу СССР радиоточек было больше чем домашних телефонов. Плановое хозяйство позволяло наладить производство необходимых кабелей и их прокладку, а также стандартизацию параметров сетей вещания. Можно привести пример, что в советских магнитофонах была предусмотрена возможность записывать радиопередачи прямо с трансляционной сети.
СССР по максимуму смог использовать преимущества проводного вещания — относительно высокое качество звучания с минимумом помех при простоте и дешевизне абонентских приёмников, энергонезависимость, высокая надежность за счёт простоты устройства и дублирования многих элементов системы, более высокая защищенность по сравнению с беспроводным радиовещанием.
UPD: По наводке из комментариев
Как ни покажется странно, выпуск «тарелок» освоили заново на Муромском радиозаводе. Причем сперва с трудом нашли реальную тарелку для прототипирования, а потом заново разработали и технологию изготовления бумажных мембран. Подробности на сайте Муромского радиозавода.
…Вячеслав Волков — предложил директору Муромского радиозавода Льву Лазареву наладить выпуск тех самых, еще многим памятных тарелок-репродукторов.
Это оказалось делом совсем не простым. Выяснилось, что практически невозможно найти оригинальный образец. В музеях их на руки не выдавали, а у людей эти раритеты не сохранились.
И все-таки оригинальный репродуктор раздобыть удалось. Правда, для этого пришлось поднять на ноги весь Муром, дав объявление в газету. Разобраться с «начинкой» и железом сотрудникам Муромского радиозавода труда не составило, а вот с технологией воспроизводства бумажной мембраны пришлось повозится.
Казалось бы, ну что может быть проще? Но не тут то было: вручную склеить конус мембраны легко, а как это сделать на потоке? А ведь такие приемники и мембраны к ним в годы войны выпускали сотнями тысяч, значит была технология их изготовления, ныне утраченная, так же, как и технология производства булата.
На Муромском радиозаводе отступать не привыкли, в восстановление технологии вложили полмиллиона рублей, разгадав секрет серийного производства «тарелок». Первый образец, водруженный на деревянную, стилизованную под старину подставку, обосновался на столе генерального директора. Впрочем, это не только радиоприемник. В подставке запрятано устройство для считывания компактдиска, репродуктор же играет роль динамика.
Интересные комментарии к записи:
Бегемот
эх, застал я еще «репродуктор», которого автор не привёл в описании — здоровенная сковорода, да нет — летающая тарелка черного цвета и она говорила и пела. я еще пацаном слушал радиопостановки, помню пионерскую зорьку, коапп про животных, производственную гимнастику любил слушать и выполнять, в рабочий полдень песни крутили. любил радиопостановки с продолжением — типа про шагающий экскаватор и тетку на нём за главнага. театр у микрофона — много чего вещали.
Н С
В центре города Казани было маленькое старинное здание — «городской радиотрансляционный узел»( ул.Университетская,напротив бани «комбинат Здоровье» . Туда приходил радиосигнал с республиканского радиокомитета (ул.Горького,дом 15). Между этими двумя организациями постоянно поддерживалась связь, была даже прямая телефонная линия (в принципе, можно было организовать вещание прямо с радиоузла,аппаратура это позволяла сделать. Но удобнее было всё таки с радиокомитета, да и программа была более качественной, более наполненной). Для радиовещания сигнал с ул.Горького шёл в другое место — на мощную радиостанцию в Троицком лесу. (но это к проводной сети отношения не имеет). Сигнал с радиоузла поступал в разные районы города на ОУС (опорно-усилительные станции) выполненные также на лампах, ОУС не нуждались в постоянном присутствии человека, мастер приходил лишь время от времени. Если нужно было решить какую-то проблему, сбоку стойки ОУС была телефонная трубка, можно было мастеру поговорить с Радиоузлом (по тем же проводам,по которым шёл радиосигнал.Абоненты этого не слышали, так как было разнесение по частоте). С ОУС сигнал распространялся по жилым домам. Если нужно было оповестить население о налёте авиации,атомном ударе, то радиосигнал отключался спецаппаратурой и передавалось соответствующее сообщение… А сегодня ничего этого нет (о чём я писАл до этого) . Сеть уничтожена. В здании Радиоузла теперь какой-то банк. Да и Длинноволновая радиостанция с высокой мачтой отключена уже который год…
DDos
Проводное вещание навевает теплые, «ламповые» воспоминания из детства. У нас дома висела «радиоточка» «Витязь» , работал витязь не выключаясь много лет. Я просыпался в 6:00 под Гимн СССР, завтракал и собирался в школу. Приходил из школы и в пустом доме слышался теплый голос ведущего «В рабочий полдень». Засыпалось под тихое воркование этого радио тоже хорошо. Потом развал СССР, мама еще долго платила за «радио», хотя провод уже был давно оторван. Я, молодой дурак, говорил тогда: «Зачем тебе эта совковая фигня есть куча УКВ станций с музыкой» Не понимал… теперь понимаю, но… поздно.
Бучинский Александр
В воспоминаниях сына Льва Толстого Сергея Львовича «Очерки былого» есть рассказ о Тургеневе,который в одинокой старости слушает в отеле по телефону оперу из театра,где-то в Германии — Видимо немецкая версия Театрофона
константин копылов
Ремонтировал квартиру-хрущёвку,Там на стенке чудом сохранившаяся розетка радиоточки.Замучился объяснять молодому коллеге,что это и зачем
Анатолий Царенко
А еще вилку приемника можно было воткнуть в 220 розетку, но ничего фатального не было, просто 50-ти герцовый фон из динамика орал. Мы еще моторчики от игрушек втыкали в радиорозетки, моторчик не вращался, а работал как динамик, только тихо.
ИНТЕРЕСНЫЙ МИР
Анатолий, Ну да, например можно было слушать передачи, воткнув электробритву, через её моторчик
ИНТЕРЕСНЫЙ МИР
Анатолий, А если включить динамик радиотрансляционной точки мимо трансформатора, то динамик орал громко, но у всех остальных звук просаживался
Пушкин
ИНТЕРЕСНЫЙ МИР, да именно так и было. А ещё радиорозетки для радиоточек были в палатах стационара больниц. И если к больному из дома приносили радиоточку, то палата вся слушала.
Ещё радиорозетки были в студенческих общежитиях. Иногда использовались нами, студентами, как будильник: вещание по радиосети заканчивалось в полночь. После этого регулятор громкости радиоточки ставился на максимум. В 6 утра радиоточка начинала орать — и мы просыпались.
Вакаси Кометов
…- Я застал тех обеспечение радиоцентра в своем городе. Помню, что там были «генераторные лампы» большой мощности и они имели разное охлаждение. Ещё. Будучи любопытным подростком. Подключил радиосеть общего двора у своей бабули к выходу радиолы. Однако, «сопротивление сети» и динамиков у каждого потребителя было разное. Поэтому не у всех было ясно слышно музыка от пластинок, сообщение разных радиоканалов и мои обращения через микрофон.
Arthur Fateev
Радиопиратство))) эфирное хулиганство — так называли это явление сами работники радио. В час ночи прекращается вещание, и начиналось… в эфире болтали, ставили музыку, звуковые фрагменты из фильмов… для выхода в эфир использовалась обычная радиола с наушниками и телефонный микрофон, подключенный вместо звукоснимателя, но выходили в эфир с разных устройств, кто во что горазд, некоторые даже с автобусного устройства, посредством которого водитель объявлял остановки (кажется, АГУ). В распредкоробке радиоточки в щитке нужно было снять сопротивление. Сигнал передавался чем дальше — тем хуже, но в соседних домах слышали неплохо, у каждого был некий позывной номер. Прям аналог онлайн-чата. Потом эфир стали глушить шумом, и постоянно передавали предупреждения, что самовольное подключение к радиовещательным сетям и трансляция является эфирным хулиганством.
Источники:
https://en.wikipedia.org/wiki/Telephone_newspaper
https://en.wikipedia.org/wiki/Telefon_H%C3%ADrmond%C3%B3
https://en.wikipedia.org/wiki/Th%C3%A9%C3%A2trophone
https://en.wikipedia.org/wiki/Electrophone_(information_system)
http://forum-spb.name/leningradskaya-blokada/1015-leningradskii-metronom.html
https://spbdnevnik.ru/news/2014-01-21/kak-rabotalo-radio-v-gody-blokady-v-leningrade#ad-image-0
http://oursociety.ru/publ/istorija_rossii/golos_bolshoj_strany_radioset_v_sssr/4-1-0-251