На заре индустриальной революции, в начале 18 века, когда Британия еще только становилась мировой мастерской (сейчас её место занимает Китай), один английский механик Thomas Cotchett вместе с инженером George Sorocold построил шелкопрядильную машину с приводом от водяной мельницы. Дела у Томаса не пошли и он разорился.
Его бывший работник Джон Ломбе (John Lombe), решил не изобретать велосипед (опять же, как и сейчас делает Китай). Шелкопрядильные машины были известны в Италии с 13-14 века. Надо было просто поделиться с ними опытом. Джон подучил итальянский и отправился в Италию.
Как известно, с добрым словом и пистолетом можно добиться большего чем просто тем или другим по отдельности. Джон действовал добрым словом и монетами. Благодаря этому, он смог в 1716 г. устроиться на фабрику в Пьемонте, а потом даже остаться один в цеху на ночь. Этой ночью он и сделал эскизы итальянской машины, стоявшей в его цеху.
Эскизы он загрузил в тюк с шелком, адресом доставки был его сводный брат Томас Ломбе в Британии. Вслед за тюками, сам Джон также успел покинуть Италию, хотя его трюк вскрылся и его уже начали искать. Грозила ему, ни много-ни мало, смертная казнь. Так что с авторскими правами тогда было еще суровей чем сейчас.
Ирония ситуации заключалась в том, что Джону совсем необязательно было так рисковать. Ему надо было просто спросить «Как пройти в библиотеку?»
Ведь уже в то время в британских библиотеках можно было найти труд Vittorio Zonca heater of Machines ( Novo Teatro di Machine et Edificii ) 1607 г. А в нем на 54-55 странице чертежи той самой машины. Скан с гугл-книг, https://play.google.com/books/reader?id=n4nCrzkC6AoC&printsec=frontcover&output=reader&hl=ru&pg=GBS.PA74
Ну и ладно. Зато вернувшись домой Джон Ломбе в 1718 году получил патент (№ 422) на шелкопрядильные машины, а в 1719 году открыл фабрику в Дерби, на острове в реке Дервент, на месте заброшенной фабрики Thomas Cotchett, и стал процветать. Даже несмотря на то, что взбешенные власти Сардинии ввели против Британии запрет на экспорт шелка-сырца.
Дела Джона шли в гору. Теперь он мог позволить себе жену-красавицу и позволил. Познакомился с красивой женщиной-итальянкой, быстро захворал и умер. В возрасте 29 лет, скорее всего от отравления. Скорее всего своей молодой женой. Для тех времен это было обыденное решение вопроса интеллектуальной собственности. Однако британский суд не смог ничего доказать, итальянку освободили и она быстро покинула Британию, вернувшись в Италию.
Дела Джона продолжил его сводный брат Томас Ломбе, тот самый адресат тюка с шелком. Их фабрика вошла в историю как Фабрика Ломбе. Судьба Томаса не совсем понятна, в статье по ссылке пишут, что он застрелился через год, в Википедии, что он умер много позже, 8 января 1739 г, перед этим сделав блестящую карьеру, побывав шерифом Лондона и будучи посвящен в рыцари.
Что интересно, когда в в 1732 году патент братьев истек, власти не согласились на его продление, но зато согласились выплатить Ломбье 14 000 фунтов, при условии, что он выставит образцы своих машин в Тауэре.
Ряд других изобретателей. включая Richard Arkwright в 1767-1768 году, усовершенствовали машину, теперь она могла прясти хлопок (у хлопка короткие волокна) — так была создана прядильная машина Water frame. Так как хлопок дешевле, продается он лучше, и прядильное производство в Британии расцвело не на шутку.
Британская слава мировой фабрики не давала покоя немцам. Немецкий промышленник Johann Gottfried Brügelmann послал своего партнера Делиуса (Carl Albrecht Delius) в Британию. Поделиться информацией, сами понимаете. Кстати британские законы тех времен карали такое расшаривание информации, также как итальянские. То есть тоже смертной казнью.
Но нет таких высот, которые не мог бы взять шпионаж. Делиус явно был лучшим шпионом, чем John Lombe, он не только сделал эскизы британской машины, но еще и привез в Германию запчасти для неё и одного перевербованого британского специалиста William Richard. В 1783 году производство было запущено в Германии.
Тем временем еще один британский специалист Самуель Слайтер (Samuel Slater) , видимо горько сожалел, что не успел познакомиться с Делиусом и продать свои знания ему. Ведь Самуель с детства работал на прядильной фабрике и отлично знал устройство станков.
Ну что ж, на Германии свет клином не сошелся. Есть же еще США. Тогдашние британские законы, кстати, запрещали эмиграцию квалифицированных специалистов. Под страхом,..ну вы догадались, смертной казни.
Но если очень хочется, то можно, и Сэмюель под чужим именем отплыл в США в 1790 году. Там он договорился о сотрудничестве с двумя американскими промышленниками William Almy и Smith Brown. Они уже пытались запустить производство на 32 шпиндельной машине, но не могли решить технических проблем. А с Сэмюелем смогли и 1793 г. открыли фабрику в Род-Айленде.
Оттуда эта технология разошлась по США и теперь в США Самуель Слайтер известен, как отец промышленной революции. Также в США он известен как создатель трудовой системы Род-Айленда. Благодаря высокой механизации и высокому уровню разделения труда, на его фабрике, труд был не особенно физически тяжелым (по меркам 18 века), и на фабрику нанимали рабочими детей от 7 до 12 лет. В 19 веке на основе его системы была создана трудовая система Waltham-Lowell system.
Слайтер разбогател, владел тринадцатью прядильными заводами и развивал фермерские хозяйства и городские компании вокруг своих текстильных фабрик (чтобы привлекать больше детей для работы). В Британии у него репутация похуже, там его упоминают, как Слейтера-предателя.