В разных местах США, в безлюдных районах, можно найти расположенный прямо на земле бетонные стрелки длиной от 15 до 20 м. Некоторые уже разрушены, но остались их следы, другие почти целы.
Эти стрелки похожи на следы пропавшей цивилизации. Но не пугайтесь, их оставили не инопланетяне или жители Атлантиды. Всё куда проще. Эти стрелки показывали пилотам куда лететь в те времена, когда еще не было аэронавигационного обслуживания, радаров, спутниковых систем позиционирования и даже гироскопических навигационных систем.
Тогда и была создана эта система аэронавигации — Transcontinental Airway System. Идея была предложена НАСА (да-да, не удивляйтесь, НАСА создана в 1915 г., а в 1958г. преобразована в NASA), а реализована Министерством торговли США.
Обычно рядом со стрелкой стояла башня светового маяка, которая показывала направление ночью, ну а стрелка выполняла эту роль днем. Основным в этой связке был маяк. Там где были хорошо видимые днем наземные ориентиры (например береговая линия), устанавливался только маяк, без стрелки.
Первоначально планировалось ночью освещать всю стрелку (там где она была). Однако недостаток мощности генераторов и другие проблемы заставил вернуться к простой навигационной башне. Transcontinental Airway System использовалась для самолетов, доставлявших почту и других перевозок.
Строительство сети этих указателей началось в 1923 г , а регулярные полеты начались в 1924 г. (иногда указывается 1926 год). Время перевозки почты удалось сократить сразу на 2 суток, по сравнению с железнодорожным сообщением.
Появились даже проекты установки таких плавающих маяков, для трансконтинентальных перелётов. Но они не были реализованы.
Вращающиеся маяки диаметром около 60 сантиметров были установлены на башнях высотой 16 метров, и расположены на расстоянии около 16 километров друг от друга. Расстояние между башнями было переменным, оно было ближе в горах и дальше на равнинах.
Маяки имели световую мощность пять миллионов свечей и вращались шесть раз в минуту. Также использовались «маячки Форда» (названные в честь автомобильных фар), состоявшие из четырех разных прожекторов, расположенных под разными углами.
Маяки воздушной трассы были красного цвета, а аэропортовые зеленого. Чтобы в темноте можно было идентифицировать маяк, они высвечивали свой номер сигналами азбуки Морзе. По поводу этого номера в Википедии сказано:
The sequence was «WUVHRKDBGM» prompting the training phrase «When Undertaking Very Hard Routes Keep Directions By Good Methods.»
— последовательность сигналов была WUVHRKDBGM и дальше фраза для её запоминания.
Вопреки распространенному мнению, с началом второй мировой войны маяки не демонтировали. Обычно ссылаются на то, что маяки могли использоваться пилотами вражеских бомбардировщиков. Но в то время военные самолеты противника не могли долететь до США, отбомбиться и вернуться, ни из Японии, ни из Германии. Поэтому никакого смысла в демонтаже стрелок и маяков из-за войны не было.
Наоборот, война потребовала увеличения воздушных рейсов внутри США. Максимум маяков был достигнут в 1941 год и сохранялся все военное время. Их демонтаж начался в 50 годах, а практически полностью они были выведены из эксплуатации в середине 60 годов. Причем до полного вывода они использовались даже реактивной авиацией.
Несколько маяков продолжали действовать в 1970-х и далее. Штат Монтана по-прежнему эксплуатирует несколько маяков на воздушных трассах, а еще несколько используются в качестве маяков опасности или указателей. Большая часть маяков и башен после демонтажа были перенесены в аэропорты, где они продолжали служить навигационными средствами.
Восстановленные, и иногда обновляемые высокотехнологичными лампами, некоторые из этих маяков (и башен) работают более 80 лет!
Сохранилась до наших дней и часть стрелок.
Источники: Википедия
Сайт энтузиастов системы Transcontinental Airway System собирающих информацию о системе, технических нюансах и оставшихся (и даже вновь созданных) маяках. Если вас заинтересовала эта тема, то рекомендую с ним ознакомиться.