Кто придумал блокировку колёс

Стремление сделать парковку платной где она разрешена и запретить там, где она бесплатная характерно не только для России, более того, мы пока еще, к счастью, не очень далеко зашли (не считая Москвы и нескольких крупных мегаполисов). Все развитые страны давно знакомы и с эвакуаторами и с блокираторами колес. Те же блокираторы колес одним из названий имеют Денверский ботинок (Denver boot), что намекает на их происхождение.

Дело в том, что блокираторы колес были изобретены еще в первой половине 20 века, но тогда они применялись для защиты от угона.

Один из первых противоугонных блокираторов колес двадцатых годов двадцатого века.
Один из первых противоугонных блокираторов колес двадцатых годов двадцатого века. Вскрывшему предлагалась премия 100 долларов. By CZmarlin — Christopher Ziemnowicz — a photo credit is required if this image is used anywhere other than Wikipedia. — Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=45161879

Было несколько конструкций, одну из придумал в 1944 г некий Фрэнк Маруг (Frank Marugg), бывший механик, предприниматель, художник, скрипач и просто друг многих политиков и полицейских Денвера. Проблема парковки уже тогда стояла в Денвере довольно остро. А в 1950 г один из его друзей-полицейских решил посоветоваться с Фрэнком, как можно обездвижить машину, не отвозя её на стоянку.

Дело в том, что до этого неправильно или бесплатно припаркованные машины в Денвере просто отбуксировали. Были проблемы и с повреждениями при буксировке и с разукомплектацией в местах временного хранения.

Блокировка же позволяла оставить машину на месте, но снять блокиратор только когда владелец оплатит штраф и сопутствующие расходы (хотя длительно неоплаченные заблокированные машины практически везде буксируются на стоянку временного хранения, чаще всего через 48 часов). Маруг решил применить свой блокиратор колес для блокирования не от воров, а от владельцев машин.

С 5 января 1955 г полиция Денвера начала применять блокиратор и за 25 оставшихся дней месяца собрала штрафов на 18 000 долларов. Сперва блокиратор делали из стали, позже, чтобы облегчить работу парковочных инспекторов, перешли на легкие сплавы. В первый же месяц применения блокиратора, появились дети с ножовками, которые были согласны снять блокиратор занедорого. После чего были введены большие штрафы за порчу городского имущества (блокираторы являлись именно городским имуществом).

В 1958 г. Маруг запатентовал свою придумку. Он выпускал блокиратор разных размеров. Большие блокираторы применялись, естественно, не как парковочный замок, а как противоугонное средство, для блокирования прицепов, передвижных установок, строительной и сельскохозяйственной техники.

Позже, через 13 лет после смерти Фрэнка в 1973 г, компания Clancy Systems International  приобрела права на производство блокираторов и работает в этом бизнесе до сих пор. Впрочем первоначальные патенты с тех пор давно истекли и парковочные блокираторы производит множество фирм.

Современный блокиратор колёс в Мельбурне.
Современный блокиратор колёс в Мельбурне. Предотвращает не только движение, но и попытку снятия колеса. By jjron — Own work, GFDL 1.2, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17067242

Особым юридическим вопросом стала возможность использования блокираторов владельцами частных территорий (например парковок у супермаркетов). В разных странах этот вопрос решается по разному. Зачастую даже установка блокираторов на дорогах общего пользования передаётся в аутсорсинг частным фирмам, с предсказуемыми злоупотреблениями с их стороны.

Блокиратор колёс, применяемый в Лос-Анджелосе.
Блокиратор колёс, применяемый в Лос-Анджелосе. By Stromcarlson at English Wikipedia — Transferred from en.wikipedia to Commons., Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1954891

В Британии в начале нулевых один из владельцев заблокированной машины сперва срезал блокиратор со своей машины с помощью переносной автономной углошлифовальной машины. Позже он получил известность как супергерой Angle-Grinder Man, предлагающий бесплатно снимать зажимы с помощью угловой шлифовальной машины. Для приёма заявок он даже создал свой сайт в Интернете.

Блокиратор, применяемый в Университете Дьюка.
Блокиратор, применяемый в Университете Дьюка. При наличии запаски, можно заменить заблокированное колесо и разобраться с блокиратором в домашней обстановке. By Ildar Sagdejev (Specious) — Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6052172

Но и это не помогает, многие частники продолжают применять блокираторы на своей территории, даже если это прямо запрещено законом. Например в феврале 2013 г обвинения были предъявлены владельцу парковки и ресторана быстрого питания в Лос-Анджелосе.

Заблокированные автомобили на территории Университета в Техасе
Заблокированные автомобили на территории Университета в Техасе By Richard Anderson from Denton, United States — Boots., CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2358588

Однако, блокираторы хоть и упростили поиск машины (по сравнению с эвакуацией на штрафстоянку), но не её освобождение. По прежнему владелец машины должен курсировать между банком, полицией и парковочной службой, чтобы освободить своего стального коня. И все это время его машина занимает парковочное место, а ведь в это время там уже могла стоять новая машина, оплачивающая парковку (ну или новый штраф :)).

Варшавский блокиратор колёс
Варшавский блокиратор колёс By CZmarlin — Christopher Ziemnowicz, releases all rights but a photo credit would be appreciated if this image is used anywhere other than Wikipedia. Please leave a note at Wikipedia here. Thank you! — Own work, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10223979

Нельзя сказать, чтобы сборы штрафов за парковку были солидной статьей дохода, но копеечка к копеечке. Идя навстречу этим пожеланиям городских властей изобретатели придумывают новые  парковочные замки, которые можно снять максимально быстро после оплаты штрафа.

Поэтому были придуман так называемые Smartboot. Например старый недобрый Denver boot, но с кодовой панелью.

Зажим от Paylock, который имеет кодовую панель
Зажим от Paylock, который имеет кодовую панель. Код можно получить по телефону By Infrogmation of New Orleans — Photo by Infrogmation of New Orleans, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=25704385

После того, как проштрафившийся владелец заплатит штраф и залог за Smartboot, он получает код, которым можно разблокировать замок. Замок надо взять с собой и вернуть в парковочную службу в течении некоторого времени, иначе залог будет заморожен.

Или накладка на ветровое стекло Barnacle. Которую парковочная полиция «присасывает» к ветровому стеклу машины с помощью встроенного насоса (третий шаг установки Barnacle на видео ниже). Судя по описанию в Barnacle встроены акселерометр, гироскоп и/или GPS трекер, чтобы обнаруживать что заблокированную машину пытаются увезти и включить встроенную сирену. Точный алгоритм, естественно, пока сохраняют в секрете.

Основные фишки Barnacle, по сравнению с обычными блокираторами колес — меньший вес и проще установка (не надо наклоняться или ползать на  коленках перед колесом), но главное — возможность снятия самим автовладельцем, если он оплатит штраф. Ему на телефон придет код, который можно ввести с помощью встроенной клавиатуры Barnacle и присоски отцепятся. После этого у владельца машины будет 24 часа, чтобы вернуть Barnacle парковочной полиции (тут пригодится встроенный GPS трекер). Ну а сами разработчики, естественно, находят в своем продукте бездну превосходств.

Ждем сообщений о нелегальной продаже ключей к Barnacle, ведь как у наручников и бензоколонок они скорее всего будут одинаковы.

Источники:

http://www.ci.berkeley.ca.us/ContentDisplay.aspx?id=75094

https://en.wikipedia.org/wiki/Wheel_clamp

http://coloradoencyclopedia.org/article/frank-p-marugg

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.