Лифт, который может ездить вверх-вниз и вправо-влево

Если вы смотрели фильм «Вилли Вонка и шоколадная фабрика», то заметили там необычный лифт — вонкаватор(Wonkavator) . Он мог двигаться по всей фабрике и вверх-вниз и вправо-влево. ThyssenKrupp, один из мировых лидеров в производстве лифтов и эскалаторов, решил попробовать реализовать эту идею и создать лифт,который бы двигался не только по вертикали, но и по горизонтали.

Одной из проблем такого лифта (в компании его называют Multi) было то, что в мире не было для него испытательных стендов. Поэтому ThyssenKrupp построила специальное высотное здание Schierenbeck’s tower  ценой 60 млн. евро, которое неофициально называют Башней света (Tower of Light) (что конечно немного высокопарно для сооружения, предназначенного в основном для испытания лифтов).

В этом здании, высотой 246 м., размещено 12 лифтовых шахт, три из которых позволяют перемещаться между собой по горизонтали. Это сделано как раз для разработки лифта Multi. Так как башня предназначена для испытаний, его нижняя часть способна выдержать падение 40 тонного груза со скоростью до 160 км/ч.

Впрочем, помимо испытательных шахт, там есть конференц-центр и смотровая площадка.

На видео видно, что на пересечении вертикальных и горизонтальных рельсов расположены специальные «стрелки», аналогичные поворотным кругам на железной дороге. Круг может повернуться на 90 градусов и кабинка может сменить направление движения с вертикального на горизонтальное. Причем круг может работать даже при нахождении кабины на этаже, что очень удобно.

Как можно понять из видео, асинхронный линейный электродвигатель, применяемый в этом лифте, аналогичен применяемым в дорогах на магнитной подушку. Это, кстати, снимает проблему подвода электричества к кабине, на ней может быть постоянный магнит, а двигать кабину будет бегущее магнитное поле, «движущееся» вдоль направляющих. Но что то подводить к кабине придется, там все равно нужны панель управления, освещение и вентиляция.

По сути кабина превращается в вагонетку, которая может ездить по всему зданию (где для неё проложены туннели) и лифт чем то начинает напоминать железную дорогу с разъездами или скорее метро.

Впрочем, как я понял, смысл такой конструкции не в том, чтобы довозить офисных сотрудников прямо до их кабинетов, а в экономии места для лифтовых шахт. Встречно движущиеся кабинки смогут «расходиться» друг с другом, как поезда на разъездах, используя боковые туннели. Это позволит использовать в одной вертикальной шахте несколько кабинок и повысить КПД одной шахты в несколько раз.

Идея использовать одну шахту для нескольких кабин возникала не раз и наиболее полно воплощена в патерностере, непрерывно двигающемся лифте элеваторного типа, где вся шахта заполнена кабинами.

Бонусом лифта Multi является также отсутствие троса (конструкция лифта на тросах не позволяет строить лифты выше 500 м из-за прочности троса) и машинного отделения.

Очевидны и минусы новой конструкции. Отсутствие троса ведет к отсутствию противовеса, а значит двигатель должен двигать вес кабины и вес пассажиров, а не вес пассажиров, как в случае противовеса. Линейный электродвигатель предполагает источник сильного магнитного поля прямо за стенкой кабины, что может быть не очень полезно для различных электронных устройств пассажиров.

Лифт, который может ездить вверх-вниз и вправо-влево
Это обычный лифт. Если кабинки смогут двигаться вбок между шахтами, это сильно изменит привычную концепцию лифта. Автор фото nakataza02 CC0 Creative Commons Бесплатно для коммерческого использования Указание авторства не требуется https://pixabay.com/ru/%D0%BB%D0%B8%D1%84%D1%82-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B2%D0%B8%D0%B4-%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C-939515/

Источники:

 http://www.wired.co.uk/article/thyssenkrupp-multi-maglev-elevator
http://www.wired.co.uk/article/21st-century-lift-can-navigate-buildings
Русскоязычное обсуждение новости https://geektimes.ru/post/290415/ Кстати в названии статьи ошибка, лифты без тросов известны давно — гидравлические и пневматические, просто они малоэтажные.

UPD: В комментариях на Дзене упомянули лифт в Москве в Минсельхозе, в Орликовом переулке. Там кабина тоже в верхней и нижней точке сдвигается вбок, но смысл немного другой. В Минсельхозе стоит так называемый лифт-патерностер, у которого кабины двигаются непрерывно.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.