Первая версия «Служебного романа» — телеспектакль Сослуживцы

Фильм «Служебный роман» любим многими, кому за 40. Но не все знают, что сперва был спектакль (более 300 аншлагов), а потом телеспектакль «Сослуживцы». И только потом по пьесе сняли всенароднолюбимый фильм.

Сценарий телеспектакля почти идентичен фильму, а вот актеры совсем другие. И, на мой взгляд, полезно посмотреть телеспектакль, чтобы понять изначальный замысел сценаристов.

Первая версия "Служебного романа" - телеспектакль Сослуживцы
Плакат к спектаклю «Сослуживцы»Автор: Игорь Алексеевич Иванов (1937) — художник, автор плаката. — http://www.vnikitskom.ru/antique/auction/107/49076/, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=7110445

Во первых Новосельцев в телеспектакле (играет Борис Левинсон) мягко говоря не блистает мягкостью и плакатной красотой. Скорее выглядит он брутально, но вот о его поведении такого не скажешь.

Первая версия "Служебного романа" - телеспектакль Сослуживцы
Борис (Бернгард) Леопольдович Левинсон Автор: неизвестно- http://www.mayakovsky.ru/about/history/memories/actors/levinson/, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=8670993
Первая версия "Служебного романа" - телеспектакль Сослуживцы
Новосельцев (играет Борис Левинсон) в телеспектакле. скриншот с канала https://youtu.be/SNxrrcWm4es

Контраст между брутальной внешностью и достаточно жалким поведением — первое отличие телеспектакля от фильма. Андрей Мягков может и лучше играет слабохарактерного статистика в фильме, но вот контраста между внешностью и поведением у него нет.

Ещё заметнее разница с фильмом у Ольги Рыжовой. В фильме она мягкая Барби, вспомнившая свою первую (а может и не первую) любовь. Не совсем понятно, как она в молодости смогла отшить импозантного Самохвалова.

Первая версия "Служебного романа" - телеспектакль Сослуживцы
Самохвалов и Ольга Рыжова. скриншот с канала https://youtu.be/SNxrrcWm4es

В телеспектакле Ольгу играет Эмма Сидорова. Сразу видно, что это жесткая напористая и скучающая женщина. Самохвалова в молодости она видимо отшила, выбрав всеобщего любимца и кумира. Но кумир оказался на час и теперь Ольга откровенно скучает.

Первая версия "Служебного романа" - телеспектакль Сослуживцы
Самохвалов и Ольга Рыжова. скриншот с канала https://youtu.be/SNxrrcWm4es

Тут на горизонте всплывет отшитый и неожиданно успешный Самохвалов. У Ольги характер доминирующей женщины — лучший мужчина из окружения должен быть её. И она засучивает рукава. В фильме этого момента нет, в телеспектакле на отметке 26:15 Ольга начинает брать ситуацию в свои руки. Зовет вместе ездить на экскурсию, ничуть не смущаясь законной жены в соседней комнате.

Надо заметить, что одинокий Новосельцев у Ольги никаких эмоций к себе не вызывает, хоть и сидят рядом 18 лет.

Самохвалов же (играет Евгений Лазарев) улыбчивый добрый и компанейский. Не знает как отбиться от этих атак. По контексту понятно, что он не акула, пожирающий всех на своем пути.

Первая версия "Служебного романа" - телеспектакль Сослуживцы
Ошибка карьериста. скриншот с канала https://youtu.be/SNxrrcWm4es

Жесткий карьерист не стал бы разводить панибратство и одалживать деньги бывшему сокурснику. А сразу бы поставил вопрос жестко — «Я ваш начальник, будем соблюдать служебный этикет». Но видимо карьерой Самохвалов обязан жене. Отсюда и сохранившиеся с молодости мягкость и панибратство.

Евгений Лазарев хорош в этой роли. Басилашвили куда более холен и выглядит уверенней в себе, отсюда общее отношение, что подлец. Но по телеспектаклю это не так. Видно, что Ольга Рыжова сильная, а Юрий Самохвалов слабый.

Валентина Шендрикова в роли Верочки на мой взгляд тоже больше похожа на типичную секретаршу, чем Лия Ахеджаков.

Первая версия "Служебного романа" - телеспектакль Сослуживцы
Верочка (Валентина Шендрикова) скриншот с канала https://youtu.be/SNxrrcWm4es

Вообще такое впечатление, что на съемки фильма набирали актеров по признаку их звездности. А не по соответствию типажу в сценарии.

Собственно сюжет пьесы и фильма разобран уже десять тысяч раз и делать это опять смысла нет. Лучше обратить внимание на то, чего в этом фильме нет. А нет в нем нормального мужчины. Нет токсичной маскулинности, как говоря феминистки.

И это роднит его с такими фильмами той эпохи, как «Осенний марафон», «Позови меня в даль светлую», «Москва слезам не верит», «Афоня» и т.д. Нет образа Мужчины-отца. Те что есть — это как в грузинском анекдоте — «самцы». Плюс непрерывно рефлексирующие интеллигенты. И вообще плюшевые персонажи.

Женщин много, разных, плохих, хороших, стерв, гулящих, домохозяек. А нормальных мужчин, рядом с которыми женщинам и детям спокойно — нет. Нет мужчин, «за которыми как за каменной стеной».

Особенно это заметно конечно в «Отпуске в сентябре» (снятом по «Утиной охоте» Вампилова). Фильм жестокий, неприятный, депрессивный. Но правдивый. Там заметно, что есть женщины — и плохие и хорошие.

А вот мужчины там как раз — злые дети. Потолстевшие, научившиеся пить, курить, некоторые шляться по бабам. И врать взахлеб. Но так и не ставшие мужчинами. И эта проблема никуда не делась и сейчас. У Дугина есть хорошая статья на эту тему «Куда уходят мужчины».

Но это отступление, достойное отдельного поста. А телеспекталь можно посмотреть по ссылке ниже:

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.