Почему уменьшаются товары?

То, что количество продуктов в упаковках уменьшается люди стали замечать давно. Худели упаковки йогуртов, пакеты с соком, пачки чипсов и шоколадки.

Но настоящий всплеск эмоций вызвало уменьшение количество яиц в упаковке Удмуртской птицефабрики «Вараксино».

Это тем более удивительно, что в принципе с яйцами никакой путаницы нет, на упаковке честно указано что их 9. Ведь производители других товаров специально путают покупателей, незаметно уменьшая объемы упаковки, а вес в граммах не каждый прочтет. Но сыграло свою роль видимо то, что яйца продавали десятками очень давно. Не уверен, что со времен СССР, там вроде квадратами по 30 было, так называемая решётка яиц. Но позже в жизнь прочно вошёл десяток.

И вот на тебе, теперь и десяток не десяток. Некоторые дорогие яйца правда и раньше продавали другими наборами и по 4 и по 6 (полдюжины, в некоторых странах распространена продажа по дюжине и полдюжине), но тут то массовый продукт.

По соцсетям пошло бурление и даже появился мем про Путина «Принял Россию с 10 яйцами, а оставил с 9» — по аналогии с фразой про Сталина «Принял Россию с сохой а оставил с атомной бомбой«.

Люди стали вспоминать всё что уменьшилось за последние десятилетия. Список уменьшенного оказался огромен. Это явление в рунете на английский манер назвали даунсайзингом. Хотя в англоязычных странах это явление известно давно и имеет англоязычное название шринкфляция (по аналогии с инфляцией, что на мой взгляд куда лучше отражает смысл явления.)

0,9-литровая бутылка подсолнечного масла
Источник https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=7800177
Типичный пример шринкфляции, 0,9-литровая бутылка подсолнечного масла, внешне выглядящая как привычная литровая Автор: Осмоналиев А. Т. — собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=7800177

На самом деле это всё также старая добрая (или недобрая) инфляция. Просто, чтобы не шокировать потребителя, производители и продавцы «прячут» реальные объемы товара в мелкий шрифт. А упаковки делают малоотличимыми.

В детстве, когда я ходил за хлебом (ещё во времена СССР) буханка черного хлеба весила килограмм, половинка-полкило. С тех пор некоторые буханки мутировали до 350 г. Банки и бутылки имели стандартный размер, многие из них принимали на пунктах приёма стеклотары.

Но дивный новый мир не приемлет постоянных объемов. Тем более, тара сейчас чаще всего одноразовая. Большинство производителей питьевых йогуртов уже перешли на объем 290 мл (а ведь когда то были почти поллитра). Упаковки обычного йогурта стали 150 и 170 гр. «Актимель» в России стали по 100 мл вслед за европейцами.

Carlsberg, уменьшает размеры пивных банок по всему миру до 440 мл. Большинство российских производителей также заполняет банки уже до 0,45.

А вот закуска к пиву «надувается». Если раньше в пачке чипсов было около 20% воздуха и 80% продукта, то теперь в плотно надутом пакете около 50% воздуха. На этой почве всех обгоняет Cheetos с 59% воздуха. Вот уж правда торговля воздухом :).

Пачку масла или творога с «советскими» 250 гр. теперь тоже редко встретишь. В основном меньше. Пачки круп и макарон тоже от полкило похудели до (в основном) 400-450 г. Литровые пакеты молока некоторых производителей мигрируют в сторону 950 мл. Плитка шоколада сначала похудела со 100 г до 90 г, а теперь весит уже 82 г. Печенье продают в пачках по 134 г и 128 г. А стиральный порошек зачастую фасуют с таким весом, чтобы без калькулятора нельзя было рассчитать цену за килограмм.

И надо отметить, что наши производители не придумывают ничего нового.

Например в Англии в 2018 году любители шоколада были обескуражены.Производитель шоколадок Toblerone умудрился уменьшить вес шоколада при сохранении объема — сделав зубчики шоколада пореже.

Shocking Tampering with a Beloved Swiss Design Icon http://www.swissinfo.ch/eng/toblerone-tweak_-shrinkflation—takes-a-bite-out-of-chocolate/42599636

Опубликовано Embassy of Switzerland in Romania / Ambasada Elveției în România Пятница, 18 ноября 2016 г.

Правда после протестов поклонников шоколада, Toblerone вернула зубчики на место и даже увеличила вес шоколадки на треть — с 150 до 200 г. Подняв цену при этом в 2 раза.

Там же в Великобритании, йогурты «Активиа» фасуются в упаковки по 150 и 120 мл! А «Актимель» есть даже в бутылочках по 65 мл! Что ближе к лекарствам.

Это происходит во всем мире: недавнее британское исследование показывает, что в типичном продуктовом магазине можно найти почти 3000 продуктов питания, размер упаковки которых сократился с 2012 года. Это произошло в тот момент, когда годовая инфляция продовольствия достигла 6 процентов, и пищевая промышленность была обвинена в давлении на потребителей. Аналогичные цифры приходят с рынка США. Многие производители признают, что сокращают упаковки, чтобы поддерживать цены на конкурентном уровне. Грубые оценки, основанные на том, что происходит на рынках США и Европы, показывают, что где-то между 15 и 20 процентами всех упакованных продуктов питания сократилось за последние пять лет.

Источник

В Британии даже стали отходить от любимой двенадцатеричной системы счисления (дюжинами) и стали класть в упаковку не дюжину, а десять нагетсов.

Шотландец Уильям Найт нашел у себя в коробке со старыми вещами батончик Mars, произведённый в 1996 году. Он оказался 62 г (сейчас 51 г) и стоил 26 пенсов (сейчас 60).

Ask Andy: Shrinkflation

You're getting less Toblerone for your money.. But what is shrinkflation? Andy Verity explains just for you. #AskAndy. http://bbc.in/2fPWUjs

Опубликовано BBC Money Вторник, 8 ноября 2016 г.
Видео, посвященное шринкфляции (англ. язык)

По данным статистики Великобритании, в 2012–2017 годах подверглись шринкфляции 2500 популярных продуктов (правда 614 продуктов увеличились). Особый юмор потребителей вызывает уменьшение рулонов туалетной бумаги.

…туалетная бумага Andrex (в России продаётся под брендом Kleenex), которая использовала слоган «Мягкая, прочная и длинная» и рисунок с щенком лабрадора, сократила свои рулоны с 280 листов, сначала до 240 листов, а совсем недавно — до 221 листа.

Компания сообщила Би-би-си, что, хотя рулон стал меньше, сам продукт стал лучше.

«Сокращение рулона на несколько листов помогло нам сделать возможными многомиллионные инвестиции в качество продукта», — сказал представитель компании.

Источник

 Скриншот трейлера фильма «Короче» (англ. Downsizing)
Скриншот трейлера фильма «Короче» (англ. Downsizing) На переднем плане слева обычный человек, справа уменьшенный человек, на заднем — не так сильно уменьшенные банки пива 🙂 Источник https://www.youtube.com/watch?v=LUMOhmqKnpw

Американец Эдгар Дворски (владелец сайта прав потребителей consumerworld.org ) ведёт специальный сайт посвященный именно шринкфляции. Этот сайт называется mouseprint.org , на его почту потребители присылают свои заметки по поводу уменьшившихся продуктов. Советую посетить этот сайт и подивиться мастерству умельцев шринкфляции.

Кстати, интересное решение в этом духе предложили авторы фильма «Короче» (англ. Downsizing). Они решили не мелочиться с упаковкой, а уменьшить людей в 2000 раз. Это решило бы и проблемы экологии и проблемы мусора и проблемы перенаселения. похоже скоро упаковки еды станут подходящими как раз для уменьшенных людей 🙂

Трейлер фильма «Короче»

На потребительском рынке происходят и более сложные процессы, чем просто уменьшение веса и количества товаров в упаковке. Но в любом случае мы имеем дело со скрытой инфляцией.

Это, например, касается авиаперевозок. Помимо разных трюков с ограничением багажа как по весу, так и по габариту, ограничивается питание в полете.

Но есть и более хитрые способы. BBC пишет

В 1960-х годах перелет из Нью-Йорка в Лос-Анджелес занял пять часов, а из Нью-Йорка в Вашингтон — всего 45 минут. Сегодня те же самые рейсы теперь занимают шесть с лишним часов и 75 минут соответственно, хотя аэропорты не раздвинулись дальше.

Это называется schedule creep, или padding. И это секрет, о котором авиакомпании не хотят, чтобы вы знали, особенно с учетом побочных эффектов для окружающей среды.

Причиной у роста продолжительности полета несколько. Во первых увеличившееся количество самолетов, при том, что наземная аэропортовая структура не растет с той же скоростью.

Почему уменьшаются товары?
Автор holzijue Pixabay License Бесплатно для коммерческого использования Указание авторства не требуется https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82-3235281/

«Окошко» для прилета конкретного самолета становится все меньше и капитану корабля надо тщательно выбирать скорость полета, чтобы в него попасть. А значит лучше вылетать пораньше.

В свою очередь такая плотность полётов позволяет держать цены на авиабилеты на нынешнем уровне. При уменьшении количества рейсов до уровня 60 годов прошлого века, цена на них выросла бы куда сильнее.

Во вторых такое «удлинение» расписания позволяет бороться с исками авиапассажиров, за задержку рейса. Авиакомпании считают, что лучше прилететь немного раньше, чем опоздать и закладывают длительность полета больше необходимого.

Вопрос тем, кто часто и много летает у нас — полеты в бывшем СССР тоже выросли по продолжительности? Пишите в комментах.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.