Шахматный автомат «Механический турок» остается видимо самым известным и самым загадочным механическим автоматом 18 и начала 19 века.
Фокусы с магнитами
Механический турок был изобретен и создан венгерским изобретателем Вольфгангом фон Кемпеленом. Считается, что на идею такого механизма его, в 1769 г натолкнул визит французского иллюзиониста Франсуа Пеллетье. Который показывал то, что сейчас назвали бы научным шоу, в том числе с помощью магнитов.
Фокусы Пеллетье потрясли королеву. Она пригласила Кемпелена, служившего придворным советником и управляющим соляными шахтами, а также известного своими изобретениями, для их объяснения.
Кемпелен в ответ пообещал королеве создать нечто значительно и более удивительное. Так как он пользовался уважением при дворе (об этом говорит хотя бы то, что годом позже получил рыцарское звание), то он получил отпуск полгода для выполнения работ.
Первое выступление
И в 1770 г Кемпелен представил свой первый вариант механического шахматиста.
Это был прямоугольный стол-шкаф, размерами примерно 110 см в длину, 60 см в ширину и 75 см (в некоторых источниках до 100 см) в высоту. Около этого шкафа располагалась фигура, одетая в тюрбан. Левая рука автомата лежала на подушке, в правой была длинная курительная трубка. Вся конструкция могла ездить на колесиках, расположенных снизу.
Кемпелен пригласил нескольких придворных сыграть с этим автоматом. Примечательно, что соперник не садился напротив автомата, он находился вместе с другими зрителями, перед столиком на котором стояла шахматная доска. А вот механический турок стоял в отдалении от зрителей. Обратите на это внимание.
Первый ход всегда делал механический турок. Кемпелен смотрел на доску автомата, затем шел к столику человека и там делал ход за автомата. Когда человек делал свой ход, Кемпелен шел к столику, стоявшему рядом с механическим турком. На столике стояла шкатулка. Кемпелен некоторое время возился с этой шкатулкой (как он говорил, в этой шкатулке главный секрет автомата, который позволяет ему играть).
Потом он шел к механическому турку и передвигал фигуру на его доске, так же, как передвинул оппонент на своей доске. После некоторого ожидания турок поднимал с подушки свою левую руку, брал свою фигуру и делал свой ход. Если турок промахивался мимо фигуры, он все равно двигал пустую руку туда, куда хотел сделать ход. Тогда Кемпелен двигал фигуру сам, туда куда показал турок. После этого Кемпелен шел к столику соперника, и на его доске делал ход за автомата.
Все пытавшиеся играть с механическим турком в первый день проиграли. На возникшее тут же предположение, что внутри автомата сидит человек, Кемпелен ответил открыванием дверец шкафа и фигуры турка. После осмотра никакого человека там не нашли.
Также автомат мог решать старинную шахматную задачу:
Требуется обойти конем все 64 клетки шахматной доски так, чтобы на каждой клетке конь был только один раз и затем возвратился бы в клетку, из которой вышел
Решение этой задачи дал математик Эйлер в 1757 г.
Около года производились демонстрации механического шахматиста, после чего Кемпелен прекратил его показы, мотивируя это необходимостью вернуться к службе…
Ай би бэк
Десять лет спустя о механическом шахматисте вспомнили, когда австрийский император захотел удивить прибывшего к ней с визитом русского царя Павла 1.
Павел 1 был восхищен и предложил австрийскому императору отправить Кемпелена в поездку по Европе, включая и Россию. Император Иосиф II согласился и для Кемпелена это стало предложением, от которого невозможно отказаться. Кемпелен целый год готовился к поездке и, помимо турка, взял с собой изобретенное им устройство для имитации речи человека, так называемую говорящую машину Кемпелена.
Модернизировал Кемпелен и своего механического турка. Теперь он стал интерактивным и мог «отвечать» на вопросы зрителей, поочередно указывая на буквы поставленного перед ним алфавита.
Вместе со своим шахматным турком Кемпелен объехал многие европейские столицы. Не всегда ему удавалось выигрывать, во Франции (которая тогда славилась своими шахматистами), механический турок проиграл целому ряду мастеров, включая знаменитого Франсуа Филидора, на тот момент сильнейшего шахматиста планеты.
Но Кемпелен явно не очень был рад таким гастролям и, выполнив высочайшее поручение, с удовольствием вернулся в Вену к своим изобретениям и госслужбе.
Больше он не возвращался к механическому турку до самой своей смерти в 1804 г. Свои силы Кемпелен посвящал своей службе и разработке говорящей машины, о которой он выпустил более чем 400 страничный труд Mechanismus der menschlichen Sprache nebst Beschreibung einer sprechenden Maschine. Механического же турка Кемпелен больше не вспоминал.
Новая жизнь
Но его вспомнил другой механик, музыкант и изобретатель Иоганн Непомук Мельцель (Johann Nepomuk Mälzel). После смерти Кемпелена Мельцель в 1805 г выкупил механического турка у его сына. Он показывал турка, есть даже истории, что механическому турку проиграл сам Наполеон (в то время как раз оккупировавший Австрию и разместивший штаб в Вене). Но в конечном счете Мельцель решил избавиться от турка и в 1809г. продал его приемному сыну Наполеона и вице-королью Италии Эжену Богарне за огромные по тем временам 30000 франков.
Еще десять лет спустя Мельцель вспомнил о турке и явился к Богарне с предложением обратного выкупа. Богарне захотел назад свои 30000 и они с Мельцелем договорились о рассрочке. К этому времени Мельцель собрал «Театр автоматов», состоявший из различных механических автоматонов, механических животных и диарамы «Пожар Москвы 1812 г».
Первоначально Мельцель гастролировал со своим турком по Европе. Но в 1825 г он отправился с своим театром автоматов в США. Там он гастролировал до 1837 г. Затем он отправился в гастроли на Кубу. На обратном пути Иоганн Мельцель умер. Механический турок был продан владельцу механических мастерских Джону Олу. Тот продал его Джону Митчелу. А Митчел, повозившись с аппаратом некоторое время, в 1840 г передал его в местный музей, где механический турок и погиб при пожаре.
Как сказал Иоганн Лоренц Бэкман в 1785 году «Ни один мыслящий человек не сомневался, что игрой автомата руководит живой шахматист. Но каким образом он скрывается и как управляет машиной — вот гордиев узел, который чаще разрубался, чем распутывался»
Итак
Давайте и мы пораспутываем и попробуем произвести реверс-инженеринг идей Темпелена. И для начала одно замечание:
Многие рассуждения на этот счет страдают излишней техничностью, их авторы рассуждают как сделать механического шахматиста, а потом впихнуть в него человека. На мой взгляд это тупиковый путь. Мы должны рассуждать как фокусники
Такой подход, на самом деле меняет очень многое. Для инженера — механический турок центр замысла. Поэтому в разных инженерных гипотезах его набивают всеми тогдашними новинками — сложными пантографами, магнитными индикаторами и т.д. Для фокусника механический турок — центр привлечения зрительского внимания. То есть его будут «изучать под микроскопом» и зрители и конкуренты и скептики и журналисты. А значит, надо по максимуму вынести из него механику фокуса, оставив в нем только самое необходимое.
На что обращаем внимание
- Как фокусники (а не инженеры) мы должны обратить внимание на важнейший фактор фокуса — освещенность помещения. Чем выше освещенность, тем легче скептикам разгадать фокус. Мы привыкли к высокой освещенности, но она достигается электрическим освещением и большой площадью остекления окон. Электрического освещения в конце 18, начале 19 века не было, а большие окна могли позволить себе разве что особы королевских кровей и богатые люди. Представьте себе достаточно большой зал без электрического освещения. Только в яркий солнечный день там достигается привычный нам уровень освещенности. Но если мы фокусники, мы можем решить эту проблему как смещением времени начала сеанса на вечер, так и выбором помещений с окнами на север и установкой различных ширм и реквизита так, чтобы снизить освещенность помещения. Единственное упоминание об освещенности я нашел у Эдгара По в его «»Шахматисте» Мельцеля». Он говорит об одной (!) свече на столике у человека и шести свечах на столике автомата. Представьте себе уровень освещенности в этом зале, даже при том, что на стенах наверняка еще были свечи.
- И Кемпелен и Мельцель проводили показ внутреннего устройства механического турка по определенной процедуре. Сперва открывались одни дверцы, внутренности автомата освещались свечей, потом эти дверцы закрывались и открывались другие.
- Во время игры механический турок находился на удалении от зрителей и своего оппонента, стоявших за веревкой. Во время игры к турку подходили или изобретатели или их ассистенты, осмотр турка проводился только до или после игры.
- Фокусники не любят слишком сложные методы. Фокус должен быть повторяемым много раз, а реквизит регулярно перевозиться. Реквизит должен быть восстановим после поломок в любом месте, где производятся гастроли. Слишком механически или технически сложные устройства плохо бы перенесли перевозку образца конца 18, начала 19 века. И их крайне сложно было бы ремонтировать и обслуживать на выезде.
- Любое создаваемое устройство является производным от общего уровня развития технологий. В том числе и в части ремонта и обслуживания. Общий жизненный цикл механического турка продлился около 50 лет. Если бы это была слишком сложная конструкция, за это время она бы не раз потребовала ремонтов, вплоть до капитального. Но известно, что Мельцель возил с собой механика, для обслуживания 50 сантиметровых автоматонов «Канатные плясуны». А вот про механиков для механического турка ничего неизвестно. Что намекает на то, что он не нуждался в обслуживании.
Схема Кемпелена
Начнем с Кемпелена. Кто управлял механическим турком при Кемпелене неизвестно. Я думаю решения о выборе ходов принимал он сам. За время, данное ему на подготовку автомата и проведенное в своем имении, он наверняка смог бы подобрать кого нибудь из крестьянских детей в ассистенты и более-менее научить его грамоте и основам шахмат (названиям фигур и клеток), записи ходов.
Надо понимать, что это не так уж тривиально для конца 18 века, ведь даже во второй половине 19 века в американских школах ставили сиcтемы общешкольной часофикации, чтобы научить детей пользоваться часами (!). Почему ребенок (скорее подросток маленького телосложения)? В те годы использование детей для подсобных работ было повседневность. На еще одного Гавроша, помогающего расставлять ширмы, никто не обратил бы внимание. Да и большинство взрослых плохо запоминают лица подростков.
После выполнения работ ребенка можно было вернуть в родную деревню, что спрятало бы его от столичных журналистов и скептиков. Есть еще одна причина использовать детей — чем моложе человек, тем более высокие частоты он слышит. Возможно это применял Мельцель, позже я об этом упомяну.
Заметим, что первая демонстрация механического шахматиста Кемпелена состоялась в феврале. Вена расположена на 48° 13′ северной широты (у Москвы например широта 55° 45’ 7). Это значит, что световой день в феврале там длиннее, чем в феврале в Москве, но все же короче чем летом. Кемпелен мог выбрать время дня с низкой освещенностью, не вызывая сильных подозрений. А если день был пасмурный, то все еще проще.
Есть несколько гипотез о том, о как шахматист прятался внутри турка при осмотре. Большей частью они сводятся к различным акробатическим трюкам, когда ассистент двигается внутри тумбы из отсеков, открытых изобретателем, и обратно. В этом нет ничего необычного для фокусников.
Скорее всего, иногда так и делали. Но проще всего было прятать ассистента за кулисами. А потом, пользуясь низкой освещенностью, дать ему подобраться к механическому турку и пристроиться сзади или внутри его фигуры.
Судя по рисункам сзади турка было нечто, что можно было использовать как скамейку. Правильный подбор цвета одежды ассистента, цвета фоновых декораций и одеяния турка, отвлечение внимания зрителей Кемпеленом и его помощниками — это стандартные приемы фокусов. После посадки внутрь турка, его можно было катать на колесиках, ассистент уже был внутри.
Малореальные гипотезы
Идеи о том, что шахматист сидел внутри ящика стола кажутся мне хоть и возможными, но маловероятными. Во первых там душно. Во вторых сидеть на попе с вытянутыми вперед ногами неудобно. Ноги и спина будут затекать. А ведь надо не просто потерпеть, как в других фокусах, надо продумывать ходы. В третьих там темно.
Виктор Хенкин правильно обратил внимание, что спички были изобретены после 1812 года. А до этиого времени даже зажечь свечу, сидя внутри ящика, было очень непросто. Известно, что Мельцель, показывал внутреннее устройство автомата со свечей. Было бы остроумно, но слишком сложно, зажечь при этом свечу для скрытого в ящике игрока. К тому же, выполняя свои трюки по вылезанию из тайника, скрытый игрок скорее всего её затушил бы.
Идеи же о некоем пантографе, двигая который шахматист двигает руку турка и о магнитах под доской, которые меняли положение, когда на доске передвигали фигуру, на мой взгляд слишком уж заумные. Пантограф, поворачивающий движение на 90 градусов, требовал бы калибровки по краям доски скрытого игрока каждый раз, после занятия скрытым игроком своей рабочей позиции. Что не совпадает с описанием свидетелей.
А видеть магниты из того положения, в котором мог сидеть скрытый в ящике игрок, очень трудно. Но вот именно магнитные фигуры думаю применялись. Но с другой целью, чтобы поставленные на доску турком фигуры не качались и не падали, а сразу вставали ровно.
Подробности схемы Кемпелена
Вот о чем думаю я. Левая рука турка всегда была согнута. О том, что внутрь неё просовывает руку ассистент, находящийся сзади или внутри фигуры турка предположил английский ученый Роберт Уиллис (Robert Willis). Я думаю, все было еще проще. Ассистент просовывал руку не через плечо, а через полый локоть.
Именно поэтому он всегда был согнут, на локте турка сзади должна была находиться заглушка, откинув которую можно было просунуть руку. При этом плечи ассистента находились на уровне локтей механического турка, голова скрывалась под его одеждой, а все тело ассистента было ниже уровня стола, возможно частично пряталось в него.
Шкатулка Кемпелена — обычный прием фокусника. Пока он там возился, он обдумывал свой ответный ход, а потом записывал его прямо в шкатулке. Возможно он писал его стандартной шахматной записью типа E2-E4 на бумаге, возможно использовал какую либо конструкцию поворотных кругов типа вольвелл. Потом, закрывая эту бумагу спиной от зрителей, Кемпелен показывал её ассистенту.
Это нехитрый фокус, но он требует тщательной подготовки, например лист с записью хода не должен случайно отразиться в стекле окна или каком либо зеркале. Довольно быстро кто-либо из фокусников разгадал бы эту простую схему, но Кемпелен и не собирался демонстрировать своего автомата вечно, даже его гастроли по Европе были вынужденными. В разговоре с Филидором (опубликованном позже сыном Филидора) Кемпелен прямо сказал
» Я не волшебник, и шахматный автомат играет не сильнее меня. Но сейчас это мой единственный источник заработка. Если автомат одержит над вами победу, то об этом сообщат газеты и мое существование будет обеспечено.»
цитируется по «Одиссея шахматного автомата» Виктора Хенкина
Мне кажется, что это прямое признание того, что ходы автомата продумывал Кемпелен. Чтобы окончить тему Кемпелена — последний вопрос. Почему механический турок — левша? Вариантов два. Либо первый помощник Кемпелена был левшой, либо это было сделано с целью задержать ход.
Если мы используем в автомате наспех подготовленных людей, всегда есть риск, что они сделают неправильный ход. Неудобство пользования левой рукой заставляло ассистента чуть задержать движение руки, а это давало Кемпелену время на контроль хода и снижало вероятность ошибки.
Схема Мельцеля
Теперь перейдем к Мельцелю. И не забываем держать в уме, самая главное — не турок, а схема фокуса. Скорее всего Мельцель видел выступления Кемпелена при жизни, понял общую схему и возможно первоначально её и использовал.
Известно, что в промежутке 1805-1809 г автоматом управлял сильнейший австрийский шахматист Иоганн Баптист Альгайер. Достоверно известно также о сотрудничестве ряда сильнейших шахматистов с Мельцелем в более поздние времена. Они описывали свои партии, проведенные под видом автомата, но никто не описал как именно он управлял автоматом (причем даже после смерти Мельцеля, когда скрывать правду потеряло смысл). Хотя именно за этот секрет газеты готовы были платить.
Я думаю все очень просто. Шахматисты этого не знали. С точки зрения Мельцеля глупо было доверять секрет курицы, несущей золотые яйца, очередному наемнику. Возможно, он поделился ей только с Шлумбергером, своим последним шахматистом, с которым они серьезно сдружились.
Но как же управлял автоматом Мельцель? Он не мог не понимать, что схема Кемпелена будет вскрыта опытными скептиками довольно быстро. И , если и использовал её, то ограниченное время. Возможно продажа автомата, с выкупом его через 10 лет и были связаны с тем что Мельцель смог придумать новую схему фокуса.
Скорее всего надо говорить о схемах. Думаю, в ответ на постоянные расследования, Мельцель её несколько раз модифицировал. А также чередовал разные схемы в зависимости от конкретного места выступления. И чтобы сбить с толку скептиков и конкурентов.
Есть несколько вариантов. Начнем с шахматистов. Вообще то Мельцель сам, видимо, были неплохим шахматистом. С обывателями он мог сыграть и сам, благо обязательность первого хода за турком давала преимущество. Шахматисту же, для обдумывания более-менее сложных ситуаций, нужна доска с расставленными фигурами.
Значит наёмник Мельцеля либо был в зале среди зрителей рядом со своим соперником, либо в соседнем помещении, либо за кулисами. Думаю последнее самое вероятное. Там можно было разместить шахматиста так, чтобы он видел и доску соперника и доску механического турка и Мельцеля.
Тайные знаки
Итак, шахматист-наёмник Мельцеля сделал ход в ответ на ход соперника. Как мы можем передать его Мельцелю и асситенту в турке? Тут мы уходим полностью в мир догадок. У фокусников, мошенников, картежников и даже дрессировщиков есть целые арсеналы «тайных» знаков. Если вы не показываете их одной и той же аудитории каждый день, они так и останутся тайными. Например
«Маяки» мошенников (см. словарь жаргонных слов и выражений):
а) поглаживание подбородка — «подойди ко мне»;
б) потряхивание рукой на уровне груди, напоминающее стряхивание пыли — «не подходи»;
в) прикладывание пальцев руки ко лбу или плечу — «поблизости милиция»;
г) шулер сжал пальцы в кулак и разжал их — это значит, что у него на руках подтасованная карта и можно идти ва-банк;
д) если двойным щелчком «стряхивает пыль» с лацкана пиджака — «грозит опасность»;
е) если сжал кулак — «крой всеми деньгами»;
ж) амбужур — шевеление губами — сигнал опасности.
Цитируется по http://tattoo.ucoz.ru/publ/4-1-0-24
В случае фокусов можно отработать куда больше знаков, так как долго работает одна команда.
Скорее всего наемный шахматист сообщал ход помощнику Мельцеля, а уже тот передавал ход Мельцелю. Если бы схему фокуса придумывал я, я ввел бы параллельную передачу. Один помощник стоит у кулис. Ему через кулисы шепчут ход. Он каким нибудь вариантом азбуки глухих (естественно не общераспространенным, чтобы не разгадали зрители) передает её Мельцелю. Передать нам надо не так уж много, две буквы, две цифры.
Издаем звуки
Но теперь нам надо передать ход ассистенту в турке…
Остроумно было бы использовать звуки высоких частот. Мельцель был сыном изготовителя органов, имел музыкально образование, построил несколько остроумных музыкальных автоматов, считается одним из изобретателей метронома. Так что в акустике он разбирался.
Есть прямая зависимость восприятия звука высоких частот от возраста:
Но есть и индивидуальная чувствительность. Если отбирать ассистентов из числа подростков лет 12, можно найти тех, кто слышит 19-20 кГц.
Надо понимать, что слышать звуки высокой частоты и различать их — совсем разные вещи. Мы все слышим звуки в формате DTFM, но различать их мало кто может. Так например известный фрикер Мэтью Вейгман, мог по слышимым DTFM угадать набираемый номер, а благодаря потрясающей памяти еще иногда и назвать абонента, которому номер принадлежит. Так что гипотетический подросток должен был распознать ультразвуковой код, который ему передавали из-за кулис, а не просто его услышать. С другой стороны код несложный, по сути четыре цифры.
Очень возможно, иногда ход передавался именно ультразвуком. Ограничения этой схемы — в зале не должно быть детей. Собаки тоже могут выдать фокусника, они лают, слыша ультразвук, с этим столкнулись производители первых пультов ДУ для телевизоров (например такого)
Упоминаются помощники Мельцеля, которые помогали распаковывать ему автомат, а потом пропадали. Возможно иногда в турке сидели они. Но тогда ультразвуковой канал отпадает. Повторюсь, скорее всего Мельцель регулярно чередовал схему фокусов. Для совсем простой провинциальной аудитории подошла бы и схема Кемпелена (без шкатулки, нужно было что-то типа вольвел). Для более сложных аудиторий можно было использовать схемы с ультразвуком и тайными знаками.
Следующая проблема, которую должен был решить Мельцель — если в турке сидит неопытный человек, чисто статистически он регулярно будет делать ошибки, даже правильно приняв сигнал. Выше я писал, что возможно для ограничения спешки исполнителя Кемпелен и сделал движение фигур левой рукой.
Думаю Мельцель разработал алгоритм движения руки турка над доской. Так чтобы когда рука турка оказалась над нужной фигурой (или двинулась в нужном направлении) Мельцель давал некий подтверждающий знак ассистенту. А если ассистент двигал руку турка в неправильном направлении — Мельцель мог дать знак останова. Это маскировалось отмеченной многими неловкостью движения руки механического турка (что резко контрастировал с теми же механическими канатными плясунами).
Упоминаются и шарканья Мельцеля ногой, когда он стоял у турка. Возможно было что-то типа педали, на которую он мог нажать стопой или коленом, чтобы дать дополнительную инструкцию ассистенту (например сменить направление движения руки).
В одном из источников упоминается некий диск, который вращался снаружи на турке. Возможно это канал обратной связи ассистента с Мельцелем.
Эдгар По, в своем эссе «Шахматист» Мельцеля» упомянул случай, когда соперник турка забрал ход назад, пока Мельцель этого не видел, стоя лицом к механическому турку и спиной к человеку. И автомат не стал ходить, хотя на его доске ход за человека уже был сделан (Мельцелем) . Эдгар По из этого сделал вывод, что шахматист сидит внутри турка, гладя на соперника. Я бы не торопился с выводом. Может быть много объяснений, от специально нанятого ложного соперника (с той же целью запутывания скептиков), до ультразвукового сигнала «стоп», поданного настоящим шахматистом из-за кулис. Я склоняюсь к первому варианту.
На мой взгляд большинство скептиков недооценивает важность механического турка для бизнеса Мельцеля. А следовательно, готовность Мельцеля на множество ухищрений, с целью запутать конкурентов, скептиков и журналистов. Известно, что уже в США Мельцель выкупил как минимум два аналогичных своему турку автомата. Не из-за боязни конкуренции, естественно. А из-за боязни, что их разоблачение приведет к его разоблачению.
Как бы ни хороши были остальные его экспонаты, без механического турка Мельцель не мог бы собирать залы. А значит он должен был постоянно думать о своем фокусе и сохранении его тайны. Наверняка применялись типовые приемы фокусников — подставные соперники, подставные зрители и подставные разоблачители.
Еще во время гастролей в Европе Мельцель столкнулся с тем, что журналисты выслеживали всю его труппу при въезде в отель. Так что он мог отправлять кого нибудь из тайных ассистентов в другие гостиницы и ездить отдельно от основной группы. Насколько это было возможно в начале 19 века.
Что интересно, владельца механического турка, выкупившие его после смерти Мельцеля не оставили никаких технических описаний и зарисовок автомата, ограничившись общими фразами. При том, что были энтузиастами, а на эту тему можно было выпустить книгу или дать множество интервью. Я думаю дело в том, что они не нашли никаких реальных механизмов, сложных пантографов и магнитных датчиков внутри автомата. Это был просто реквизит, ни на что не годный без фокусника.
А вы как думаете? Пишите свое мнение в комментариях.
Источники:
Одиссея шахматного автомата. Виктор Хенкин. часть 1, часть 2Самое лучшее и полное, что можно найти на тему механического турка в Интернете, да еще и на русском языке. Безусловно рекомендуется к чтению.
«Шахматист» Мельцеля» Эдгар По. Попытка известного литературного мистификатора разгадать фокус Мельцеля. Значительная часть рассуждений кажется старомодными, зато указано много фактических тонкостей.
https://en.wikipedia.org/wiki/The_Turk
https://en.wikipedia.org/wiki/Wolfgang_von_Kempelen
https://en.wikipedia.org/wiki/Johann_Nepomuk_Maelzel
http://bibliodyssey.blogspot.ru/2007/12/turk-chess-automaton-hoax.html
Одна из современных попыток воссоздать Механического турка
Несколько видео в тему: