Телефонная служба точного времени (human edition)

По мере развития телефонной связи в начале 20 века, перед владельцами телефонных сетей встала та же проблема, что стоит и сейчас — как стимулировать абонентов звонить больше (а значит и больше платить за звонки). Одной из дополнительных услуг, привлекающих внимание и деньги абонентов, была телефонная служба точного времени. Абонент звонил по специальному номеру и после соединения слышал текущее время.

Сейчас, когда время есть на каждом электроном девайсе в каждом кармане и на каждой микроволновке — это неактуально. Но 100 лет назад было актуально. Механические часы были почти в каждом доме, но их точность оставляла желать лучшего, а дорогие качественные часы не каждому были по карману.

Вспомним, что еще в 19 и начале 20 века на фабриках подавали специальный гудок, на начало смены. Было два основных источника точного времени —  радио и телефон (небедные города могли позволить себе централизованные системы точного времени, например Парижская система часофикации на базе пневматики), оба в те времена недешевые.

Оператор телефонной системы точного времени
1937 г. Operator reads time for speaking clock service prior to development of automated systems. By ETC Corp — Own work, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6191266

Первые версии были элементарными, девушка — телефонистка  непрерывно произносила текущее время в микрофон. К этой линии и подключались люди, звонившие на специальный номер точного времени. Важно понимать, что оператор не отвечал на звонок и не слышал абонента, он просто постоянно повторял текущее время. А звонивший просто подключался к линии, в которую транслировался голос оператора. Такая технология позволила в дальнейшем автоматизировать службу точного времени.

Первая служба точного времени была введена в Париже в 1932 г. Первые голосовые автоматы, заменяющие операторов, появились в 1937 г (тем же 1937 г датирована фотография выше).

СССР шел в ногу со временем, 7 ноября 1937 г на Центральной телефонной станции Москвы заработала служба точного времени, причем сразу же автоматическая (разработка телефонных автоматических часов заняла 2 года, началась в 1935 г, в Московском институте связи). Ведь официально до 1937 в СССР не было телефонной службы времени, но неофициально его могли сказать телефонистки, сверяясь по своим часам.

Видео, посвященное телефонной службе точного времени

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.