Телефонный эфир в Ленинграде

Сейчас трудно в это поверить, но голосовые чаты смогли использовать молодые ленинградцы ещё при СССР, сорок лет назад. Слово чат тогда было не в ходу, эту возможность назвали «Телефонный эфир» .

Причем работал этот «Телефонный эфир» (конференц-связь) на декадно-шаговых АТС в СССР. Это была не специально разработанная возможность, а ошибка станции. Не фича, а баг так сказать.

Эффект эфира состоял в том, что если позвонить на некоторые неподключенные номера, то вы получите не отбой или сигнал занятости, а соединение. С кем соединение? С тем, кто тоже позвонит на этот же номер в это время.

Ленинградские фрикеры

Интересно, что хотя декадно-шаговые АТС стояли по всему СССР, обнаружена эта багофича была в Ленинграде.  Скорее всего обнаружен эфир был подростками, ищущими общения, так как взрослые просто сбросили бы разговор. Точно неизвестно ни кто обнаружил этот эффект, ни когда. На сайте бывших участников эфира пишут о 1981-82 годах . А массово о нем стало известно в середине восьмидесятых годов 20 века. Судя по всему фарцовщики и другие криминальные личности использовали его еще с 70 годов 20 века.

Номерком не поделитесь?

Номера передавались из уст в уста. Не вполне понятно, сколько человек одновременно могло подключиться к одному номеру. Но не бесконечное, к тому же когда говорят более 5 человек одновременно, общаться трудно. В фильме (Культурный слой — «Ленинградский телефонный эфир» 5 канал http://www.5-tv.ru/video/502204/) говориться о том,  что некоторые эфирщики паяли самодельные усилители, чтобы перекрикивать остальных участников эфира.

изображение дискового телефонного аппарата
By Neozoon — Own work, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=59946342

Да и сама технология опиралась на неподключенные номера, а телефонная станция стремится минимизировать количество таких номеров, поэтому надо было искать новые номера. К тому же с середины 80 годов проблемой эфира озаботились телефонисты.

Дело в том, что гражданские телефонные станции основаны на временном разделении своего ресурса (этот ресурс называется коммуникационное поле) — то есть одновременно они поддерживают соединение обычно не более 20 процентов абонентов. «Эфирщиков» становилось все больше, они стали отъедать существенную часть этого ресурса, а телефонисты — блокировать эфирное общение. На выявленные номера эфира телефонисты ставили короткий гудок или автоответчик. Среди эфирщиков такие номера называли «помойкой», а те номера, что еще не заблокировали «чистый эфир».

В поисках эфира

Участники эфира пишут, что для поиска новых номеров эфира применялась простая технология — два человека брали одинаковый телефонный справочник и синхронизируясь по времени набирали из него номера подряд, один за другим. Если они слышали друг друга — значит номер эфира найден.

изображение дискового телефонного аппарата
Источник http://www.publicdomainpictures.net/view-image.php?image=177985&picture=&jazyk=RU Лицензии: CC0 Public Domain

Учитывая, что тогда у телефонов были дисковые номеронабиратели, а эфир мог появиться только на отключенных номерах — можно представить насколько это было сложно.

Но я вижу тут другую проблему. Для поиска неподключенных номеров справочник не подходит, так как в нем перечислены подключенные номера, причем сортировка телефонов идет чаще всего по алфавиту, по имени абонента или названию организации.

Теоретически мог бы подойти справочник, где номера сортировались бы по возрастанию или убыванию. Тогда надо было бы звонить на пропущенные в таком справочнике номера. Но я не слышал о таких справочниках, возможно это служебные справочники телефонных сетей.

Эфирщики и телефонисты

В ЖЖ один из активных эфирщиков Thomas Gephard объясняет, почему не удалось оставить эфир для абонентов.

«Я в числе немногих активистов питерского эфира, специально ездил ночами на АТС, когда там дежурили знакомые люди, дабы выделить больше каналов для функционирования эфира и выключить тот самый сигнал «занято», который мешал разговаривать в эфире. Про нагрузку сказано верно — АТС тех годов были очень чувствительны к перегрузке и рассчитаны на очень небольшую среднюю нагрузку — нормой в совке считалось — в среднем 10-15 мин разговоров в сутки на абонента, а продолжительность одного разговора — около 3х минут. Поэтому как только начинал работать эфир, все ДШИ(аппараты, осуществлявшие коммутацию линий) рядами вставали «попками наружу» — выходили в 11-е нерабочее положение(рабочих было десять). А каждый такой искатель мог установить лишь одну точку коммутации — для соединения и разговора двух абонентов тогда требовалось семь искателей, которые постоянно были заняты во время разговора и другими людьми уже использоваться не могли. Естественно, возникала угроза вполне реальных нехороших событий — невозможность вызова скорой, пожарных и т.п….. »

изображение дискового телефонного аппарата
Автор Andshel Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Монетка на леске

Эфирщики часто доставляли телефонистам и другие проблемы. Нельзя сказать, что домашний телефон был в СССР роскошью, скорее дефицитом. Чтобы вам в дом провели телефонный кабель, надо было записаться в очередь и ждать от нескольких лет до десятков лет, в зависимости от района.

Поэтому те подростки, у кого дома не было телефона, использовали для доступа в эфир автоматы. Советский телефон автомат городской телефонной сети требовал двухкопеечную монетку за звонок. Для сравнения одна поездка на трамвае в те годы стоила 3 копейки, троллейбус 4 копейки, автобус и метро 5 копеек, буханка черного хлеба 18 копеек, коробок спичек 1 копейку.

Первые версии телефонов-автоматов не контролировали время разговора, но из-за любителей поболтать, занимавших кабинку на часы, более новые версии автоматов стали ограничивать время разговора 2 минутами. Подростки и неформалы ответили на это нехитрым приспособлением — двухкопеечной монеткой с просверленным в ней отверстием. В монетку пропускали леску. За неё монетку можно было вытянуть из автомата назад. получался безлимитный разговор.

Этим способом пользовались далеко не только эфирщики, но для многих из них он оказался к месту. Я слышал и о более наглых случаях, когда подростки протягивали к себе в дом провода от ближайшего телефона-автомата и подключали к ним обычный телефон. позвонить на такой телефон было нельзя, но вот с него сколько угодно и бесплатно, пока никто не пользуется автоматом.

Культурный слой — «Ленинградский телефонный эфир» 5 канал http://www.5-tv.ru/video/502204/

Упадок эфира

Однако эфир со временем просто потерял активных пользователей, ему на смену пришли интернет чаты, ФИДО, списки рассылки, позже форумы. А с заменой аппаратуры станций на новую (начало 21 века) пропала и техническая возможность эфира. Об истории телефонного эфира можно узнать на сайте канала ТВ-5, на форуме бывших эфирщиков и  в группе Вконтакте.

Технические нюансы

На радиосканере объясняют технические причины появления эфира

Stumbler «В АТС-ДШ такое вполне возможно. Во всех учебниках пишут, что ДШИ — это 10х10 декадно-шаговый искатель, т.е. 3-х секционный (a,b — разговорные секции, с — проверка на занятость) 10-ти декадный, в каждой декаде по 10 шагов. Но! шагов 11. 11 шаг, это аварийная установка искателя на сигнал «занято», в обычном режиме он 11 шаг пропускает, и возвращается в исходное состояние. Так вот, 11 шаг — это тупая паралельная линия из проводов a,b, на которой висят гудки «занято». Поскольку подключение всех движков параллельное, то сигналы там слабые. В обычном режиме, если в шаговом поле нет свободных линий, то движок завершает поиск возвратом в исходное состояние, абонент слышит сигнал занято. Но если движок, во время совершения коммутационных «подъём»-«вращение», по каким-то причинам встаёт на 11 шаг, то абонент получает сигнал занято. Если несколько движков встанут на 11 шаг, то абоненты, подключенные к этим движкам, могут поговорить. Причин много. АТС-ДШ — это вообще железно-железная логика, но иногда дающая интересные сбои. На моей практике всякие выкрутасы были. А то, что описано в журнале — это трабла в ступенях искания I,II,III-ГИ, поэтому были волшебные номера.
Хочу сказать, что наши отечественные монстрообразные станции — это как живые организмы были, т.е. каждая со своими болячками, порой неисправимыми.
На координатках подсадки случались в разных местах, не так как в АТС-ДШ.»

dizelist «Технически объясняется просто. Ошибки в распайке промшитов АТСК и АТС-54, либо сообщение во внутристанционных или межстанционных кабелях из-за нарушения симметрии (муфта затекла, разнопарка и прочее) и т.д. Трудно прогнозируемый фактор, не менее трудоемко устраняемый… «

Эфир в США

Что интересно, этот же эффект был обнаружен американскими фрикерами на оборудовании AT&T . Об этом упомянуто в книге о фрикерах «Exploding the Phone» Phil Lapsley. Фрикеры, действуя так же как у нас, набирали все номера подряд. По результатам набора десяти  тысяч ! (телефоном с дисковым номеронабирателем!) бостонских номеров, человек с псевдонимом Jake Locke в 1967 г. нашел целый ряд служебных и необычных номеров, в том числе и номера аналогичные ленинградскому эфиру.

В США фрикеры такие номера называли so-called party lines (этот термин имеет и другое значение, им иногда называли запараллеленные телефоны). Набравший этот номер абонент слышал тихий автоответчик «We’re sorry, you have reached a nonworking number» (Вы позвонили на нерабочий номер), но все позвонившие на этот номер соединялись между собой и могли говорить между собой громче автоответчика (то есть это такие номера, которые ленинградские эфирщики называли «помойкой»).

В отличие от СССР, американские телефонисты со временем догадались предложить такую услугу платно, она стала называться телефонным чатом. С такими чатами связана история одного из самых известных фрикеров 21 века Мэтью Вейгмана (Matthew Weigman) (что интересно, он тоже из Бостона).

Телефонные чаты и криминал

Судя по некоторой информации возможности, аналогичные ленинградскому телефонному эфиру были и в других городах еще с 70 годов. Но там они получили применение только как средство связи криминальных личностей. Двое фарцовщиков  в заранее оговоренное время звонили с разных телефонов-автоматов на один номер эфира и договаривались о сделке (возможности звонить на телефон-автомат, часто показываемой в американских фильмах, в СССР не было, в России она появилась в 90 годах 20 века, но осталась малоизвестной и маловостребованной).

Это позволяло участникам сделки остаться анонимными. Также so-called party использовались в США. По сути это был вариант популярной среди букмекеров cheese box, но не на съемной квартире, а на АТС.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.