В моей смерти прошу винить Клаву К — 40 лет спустя

На досуге задумался, чего посоветовать своим детям посмотреть хорошего, по отношениям с противоположным полом. И случайно наткнулся в Интернете на мнение (не помню уж чьё), что всё что надо знать об отношениях подросткам — есть в фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.«.

плакат фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К." источник https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=195483
Автор: Евгений Семёнович Гребенщиков (1917—1997) — художник, автор плаката;Издательство «Рекламфильм» — http://www.plakaty.ru/plakaty/kinoplakaty/v_moey_smerti_proshu_vinit_klavu_k/, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=195483

Я смотрел этот фильм в ранней юности, и всё чем он мне тогда запомнился — какая то мутотень, к тому же грустно законченная (что для СССРовских подростковых фильмов вообще-то редкость).

Тем не менее посмотрел фильм снова. Пересмотрел ещё раз. Нашел в Интернете одноименную повесть Михаила Львовского, по которой снят фильм. А также не экранизированное лайт-продолжение того же автора «Сигнал надежды (Сестра милосердия)».

И могу сказать, что это конечно потрясающая вещь. Не могу сказать, что посмотреть фильм достаточно молодому человеку, чтобы понять всё об отношениях с другим полом — это было бы преувеличением. Но фильм (и одноименная повесть Михаила Львовского , которую надо обязательно прочитать, там «разжеваны» некоторые моменты, которые в фильме технически показать трудно), действительно затрагивает очень много уровней человеческих отношений. Повесть, на мой взгляд, тянет на включение в школьную программу.

Пройдемся по уровням:

Клава Климкова

Самый простой уровень и то, что сперва видят все — очаровательная стервочка, королева класса Клава Климкова, юзает для собственного профита отличника, спортсмена, победителя всех возможных олимпиад Серёжу Лаврова. И делает это, начиная с детского сада.

Серёжа мерзнет на улице, ожидая Клаву, пока она танцует твист дома. Серёжа решает Клаве все уроки. Серёжа устраивает Клаву в хор, где она не поёт, а только открывает рот. Серёжа таскает из родного дома вещи и дарит их Клаве, Всё, лишь бы сохранить её благосклонность.

 Клава из фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К."
Клава. Скриншот. Цитируется по фильму «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Киностудия «Ленфильм»

Но, к концу 9 класса, злой Клаве Серёжа надоедает, и она заменяет его на другого отличника и умника Лаврентия Корнильева. Бедный Серёжа грозится совершить суицид, на что Клава говорит Серёже, что он брехло. Серёжа бежит на берег реки делать суицид.

На берегу Серёжа разыгрывает сцену «Держите меня 10 человек, а то щас прыгну», Лаврентий и Туся (подружка Клавы, влюбленная в Серёжу) его всячески отговаривают и удерживают. Серёжа возвращается домой, а утром злая Клава, вместе с некоторыми одноклассниками, встречают Серёжу похоронным маршем, намекая на несовершенный суицид.

После этого Серёжа не разговаривает и не здоровается с Клавой. Позже она сама напрашивается на разговор, извиняется и туманно поясняет Серёже «Ты дарил мне себя, а Лаврик дарит мне меня, понимаешь». Серёжа ничего не понимает, но говорит «да».

Фильм на этом почти кончается, а в повести Серёжа идет один гулять на берег реки. Там он случайно падает таки с берега, и отцу Лаврентия, главврачу местной больницы, приходится повозиться, чтобы восстановить его здоровье. Бывшие друзья, Лаврентий и Клава даже не заходят к нему в больницу, и только верная Туся сидит с Серёжей, пока ему совсем плохо.

Оконцовка и фильма и повести одинакова, Серёжа пытается завести отношения с Тусей, но она отказывает, заявляя, что Серёжа по прежнему любит Клаву.

Кстати Клава на самом деле умна. В повести она заставляет маму вернуться к скульптуре. Клава видимо идет в певицы, а в среде творческой богемы ценят «правильные гены». Мама скульптор-дочь певица, лучше чем мама-швея надомница или даже мама начальник бутафорского цеха.

Что тут сказать. С персонажем Клавы всё понятно. Встреча с такой женщиной способна попортить жизнь почти любому неопытному мужчине. Лаврик не зря сравнивает её с Кармен.

Многие парни неопытны и инфантильны, не умеют делать первый (и последующий) шаг в отношениях. А боевитые, напористые Клавы сами сделают все нужные шаги, сами организуют первый поцелуй и т.д. Ну и в отставку так же решительно отправят сами. Очень интересна актриса, сыгравшая Клаву Климкову — Надежда Горшкова. По характеру, она в молодости была практически Клава, но о ней мы поговорим позже.

Серёжа Лавров

Уровень, который замечают уже не все. Но если внимательно просмотреть кино и прочитать повесть и продолжение, понимаешь, что Серёжа — совсем не хороший парень.

Самовлюбленный нарцисс, собирающий коллекцию кубков, грамот и наград. Собственно Клава является для него и стимулом для сбора этой коллекции и, одновременно, её экземпляром. На Серёжиной полке, среди кубков и грамот, должна быть и королева класса. Без неё флэш-рояль не собрать. И появись у королевы класса Клавы конкурентка — не факт, на чьей стороне оказался бы Серёжа.

Серёжа из фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К."
Серёжа. Скриншот. Цитируется по фильму «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Киностудия «Ленфильм»

Вы не найдете ни в фильме, ни в повести случая, чтобы Серёжа помогал по дому, или делал что-то для семьи, или помогал младшему брату с учёбой. Нет, звездный мальчик Серёжа либо делает что-то для себя, либо служит своей королеве.

Для всех остальных, он такая же «чёрная дыра» как Клава. В него всё уходит и ничего не возвращается. Он лишь озабочен тем, какое впечатление производит. Папа его предупреждает «Свернешь себе шею…», но Серёже всё нипочем. Пусть остальные заботятся о нем, лечат его после травм, это не его проблемы. Он готов принимать, но не отдавать.

В сцене у касс Серёжа, которому поручены билеты, покупает их меньше чем надо (в повести он даже на Тусю билет не покупает, хотя знает её чувства к себе). Чтобы навредничать Лаврентию (Лаврику) и Тусе. Но Лаврентий оказывается умнее и заранее покупает билеты, причем на всех. Не рой другому яму, Серёжа. Клава, которая до этого момента Лаврика игнорила, начинает смотреть на него с интересом.

Когда после пародии на самоубийство, Сережа с Тусей возвращаются домой, Туся на секунду видит в нём что-то искренне. И рассказывает, что мать Туси больна раком и скоро умрёт. А сама Туся вынуждена сидеть вместо сиделки с мамой в больнице, каждую ночь. Санитарок в больнице не хватает.

Отца у Туси нет, зато есть трёхлетняя сестра, с которой нянчится бабушка. Понятно, что их семье бешено не хватает денег. И мужских рук (живёт Туся в плохоньком старом домишке). Но Серёжа отделывается общими рассуждениями. Он вроде бы и не прочь замутить с Тусей, после отставки, данной ему Клавой. Но вот помогать людям — это не его.

Когда Лаврентий и Таня на следующее утро встречают его у дома, чтобы подбодрить (в повести, в фильме этого нет), Тусе приходится напомнить Серёже, чтобы он спросил как её мама. А ведь Туся пришла поддержать его, после бессонной ночи, проведенной у постели умирающей матери в больнице. Но Серёжа привычно упивается своим горем. Его ж Клава разлюбила.

Родители увозят своего звездного мальчика излечиться от хандры в горы (в повести на море). Вернувшись домой, Серёжа решает зайти к Тусе. Имея в виду, завести с ней интрижку. Деньги на кафе у Серёжи всегда есть, и даже на коньяк. Но к Тусе он идет без всяких подарков. Даже ничего не стырив из дома. Это ж не королева класса.

Узнав, что мама Туси умерла, а Туся бросила школу и вынуждена устроится санитаркой в больницу, Серёжа идет гулять дальше. Мысли пойти поддержать Тусю в больницу или помочь им с ремонтом дома-развалюхи ему в голову не приходит. Также как устроиться на лето на подработку, чтобы помочь семье Туси с деньгами.

Зато Серёже приходит в голову идея (в повести, в фильме этого момента нет) посетить то место, с которого он грозился прыгнуть. И с которого он, на этот раз, таки сваливается вместе с куском почвы (Бог не фраер). Создав массу проблем как врачам местной больницы, так и санитарке Тусе. Красавчик.

Серёжа высокомерен. Когда в третьем классе он дает Клаве списывать математику, она пытается расспросить его о решении, но он небрежно роняет «Ты не вникай, а переписывай..» В продолжении повести он так же высокомерно разговаривает с бывшим летчиком, который старше его в два раза.

Казалось бы он весь отдается Клаве, но это тоже далеко не так. Он больше блистает сам на людях, а Клава элемент этого блеска, главный бриллиант в его короне. При этом «вне сцены», не на людях, Сережа c Клавой робок и инфантилен.

В общем то Сережа у Клавы, как сейчас бы сказали, «во френдзоне». Или, как говорили в те времена «на скамейке запасных». Просто основного игрока пока Клава для себя не видит. Даже под руку Серёжу она берет только когда скользко или туфли жмут. Но, до поры, до времени терпит около себя.

Собственно, о том, что отношения Серёжи с Клавой показуха и об этом все знают, ему мимоходом говорит Туся, перед сценой с ангиной.

В сцене с ангиной, Клава дает Сереже шанс попробовать самому стать «основным игроком». Но он настолько робок и мутен, и никак не может поцеловать Клаву, что доводит её до белого каленья.

Чувствуя охлаждение к себе Клавы, Серёжа все чаще начинает перед ней «вилять хвостом» и выглядит при этом жалким. Этого терпеть не могут все женщины, а особенно такие «стальные леди» как Клава.

Однако основная проблема у Клавы с Серёжей другая. Школу они закончат через год. Будущее Сережи широко и ровно как автобан — престижный столичный ВУЗ.

А вот у Клавы всё плохо. В институт, даже местный, провинциальный, ей не поступить. Через год корона свалиться с её головы и ей придется начинать всё с нуля. Она ждёт поддержки у Сережи, но тот только доводит её своими воспоминаниями о том, как они дружили раньше. Клаву же волнует не прекрасное прошлое, а туманное и неясное будущее.

Привыкнув выглядеть сильной, Клава не может прямо говорить о своих трудностях. Но в конце-концов у неё вырывается:

Клава сразу погасла.

— Ну и что я с ним буду делать? Шубу сошью? Мне всё равно одна дорога: в манекенщицы или в стюардессы….

….— Со мной этого не произойдёт! — — Говорят, что где-то производились опыты обучения во сне. Только на это я могла бы согласиться. Чтобы вечером заснуть, а утром проснуться с высшим образованием.

На самом деле стать манекенщицей или стюардессой — это скорее мечта, попасть туда не так то просто даже для яркой Клавы. Санитаркой, как Туся, Клава конечно не пойдет, скорее куда-то в торговлю в своем городе.

Но и услышав это, Серёжа не предлагает Клаве никаких вариантов, или хотя бы понимания её ситуации. Вместо этого, он начинает угрожать совершить из-за неё суицид. Естественно, наткнувшись в ответ на жесткую отповедь. Сверхпрагматичной Клаве нужен живой парень «за которым как за каменной стеной», а не дохлый поклонник.

Ну и ещё пара штришков к портрету Серёжи. На берегу реки он видит, что Лаврентий стоит около трещины в почве, рискуя свалиться вниз, но ничего ему не говорит. А дома Серёжа тренируется писать письмо «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Чтобы, если что, Клаве после его смерти пришлось несладко.

Таня Ищенко (Туся)

Скромная симпатичная девочка из бедной семьи. До 9 класса Таня отзывается на кличку Туся и даже Туська. И только под влиянием Клавы начинает требовать, чтобы её звали по имени.

Отца у Тани нет, от рака вот-вот умрет мать, живут они с бабушкой и трёхлетней сестрой в старом доме-развалюхе с печным отоплением. Понятно, что модных шмоток у ней нет, как нет и денег на прически.

Таня из фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К."
Таня Скриншот. Цитируется по фильму «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Киностудия «Ленфильм»

Таня знакома с Серёжей, как минимум, с 3 класса, где они были солистами в хоре. Учится в параллельном с Серёжей и Клавой классе. С 8 класса (в повести с 7 класса) Таня тайно влюблена в Серёжу. В 9 классе она как бы мимоходом признается в этом Серёже, но в ответ слышит привычное бахвальство.

С Клавой Таня как бы подружки. На самом деле Таня держится рядом с Клавой из-за свой тайной любви к Серёже. У Клавы же Таня, как верно подметил Серёжа, «на посылках».

В больнице, где умирает мать Тани, не хватает сиделок, а у матери сильные боли. На работу с наркотиками (маме Тани вкалывают морфий) несовершеннолетнюю не возьмут, но Тане помогает устроиться в больницу её одноклассник Лаврентий Корнильцев, сын главврача больницы.

Видимо на этой почве, Таня и начинает дружить с Лаврентием. Так Лаврентия первый раз замечает Клава, которая тут же приспосабливает его для помощи себе по математике (об этом упомянуто в сцене с ангиной). Но другого интереса к Лаврентию Клава пока не испытывает, пока он, как и Таня «на посылках».

И тут Таня пытается неумело применить женскую хитрость. Зная интерес Клавы к успешным мужчинам, она расхваливает Лаврика. Что тот сумел свести вничью одну партию с чемпионом мира Михаилом Талем, когда Таль устраивал сеанс одновременной игры в их городе. А Лаврику Таня врёт, что им заинтересовалась Клава. Так ей удается вытащить Лаврентия на танцы в Городской парк, куда с Таней он ходить категорически отказывался.

План Тани почти не имел шансов на успех, если бы Серёжа не «выстрелил себе в ногу», купив недостаточное количество билетов. Так он хотел унизить Таню и Лаврентия. Но Лаврик показал себя предусмотрительным и умным парнем, купив заранее билеты на всех.

Клава, которой блестящий, но инфантильный Серёжа уже порядком поднадоел, решает всерьез заняться Лаврентием. Впрочем она прагматична и отставку Серёже пока не объявляет, пусть оба конкурируют за неё.

Таня остается в дурацкой ситуации. Теперь в их четверке оба парня борются за благосклонность Клавы, с ней же Лаврентий держится постольку, поскольку отставка Серёже пока официально не объявлена. Таня понимает, что заварила кашу, с которой сама не знает чего делать:

Можно, я тебе на судьбу пожалуюсь — очень танго красивое.

— Валяй.

— Мне не надо было тебя сюда звать. Не надо дружить с Клавой. Не надо делать всё, что я делаю и не могу не делать.

А ещё недавно желанный Серёжа, все больше теряет своё очарование. Чем жестче ведет себя Клава, тем все более истеричным, самовлюбленным инфантилом показывает себя Серёжа. Он все больше растаптывает свой образ в глазах девушек.

Кульминацией становится сцена на крыше Дворца пионеров и в клубе Бригантина. Серёжа, которого Клава всё чаще откровенно посылает, пытается её впечатлить, делая стойку на руках на краю крыши. Потом пытается устроить драку с Лаврентием. А под конец, в клубе Бригантина, закатывает истерику, обещая самоубиться.

Клава обещает ему достойные проводы и уходит, а Таня с Лавриком вынуждены бежать за Серёжей до реки и отговаривать его от самоубийства, которое тот и не собирается делать.

Тане надо идти в ночную смену и не опаздывать к реально умирающей матери, а она вынуждена «вытирать сопли» Серёже. И у Тани всё больше открываются глаза на то, кем на самом деле является Серёжа. Правда она по привычке сваливает всё на Клаву, думая что дело в том, что Серёжа всё ещё любит Клаву.

Лаврентий Корнильцев

Вроде бы положительный парень. Сын очень уважаемого врача, помогает отцу принимать звонки и телеграммы, занимается домом. Серьезный, умный, рассудительный, немодный парень в очках. Сверстники таких недооценивают, для них он Лаврик.

Видимо единственная девушка, с которой он смог задружиться — Таня Ищенко. Да и та любит Серёжу, и пытается «разменять» парней у Клавы.

Лаврентий из фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К."
Лаврентий Скриншот. Цитируется по фильму «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Киностудия «Ленфильм»

С самого начала Лаврентий показывает хорошее понимание человеческой натуры. Он предугадывает и мелочность Серёжи, и быстро разбирается в характере Клавы, сравнивая её с Кармен.

Но видя всё это, он тем не менее быстро занимает Серёжино место около Клавиной юбки. Хотя недавно уверял Серёжу, как тот ему нравится и какое испытывает уважение. Не испытывая никаких угрызений совести Лаврентий и относительно Туси, ситуация которой ему известна лучше всех.

Да и понимая в душе, что Клава недолго останется около него кротким ангелом, он тем не менее остается с ней. После отставки Серёжи, должен кто-то делать ей уроки. Плюс Лаврентий обнаруживает у Клавы слух, который не смогла заметить даже многоопытная преподавательница Неонила Николаевна. Это добавляет к списку возможных занятий Клавы после школы ещё один пункт.

Но вряд ли эта история будет иметь хороший конец. После окончания школы Клава не захочет иметь в мужьях небогатого студента-медика, да ещё и с принципами. Ничем он не поможет и продвинуться в карьере певицы. Вот директор Универмага или Автосервиса или их сыновья — другое дело. Или даже состоятельный американец, как у Надежды Горшковой, которая исполняет роль Клавы в этом фильме.

Теперь поговорим немного о второстепенных персонажах.

Мама Клавы

Вера Сергеевна Климкова в исполнении Любови Полищук. Непризнанный скульптор, она подрабатывает на жизнь домашним рукоделием — то изготавливает абажуры

Мои абажуры знаешь в каких квартирах? Ого-го-го! У зампреда горсовета — два! У всех ведущих артистов театра…

то домашние халаты. Надо заметить, что в СССР такое рукоделие могло кормить куда лучше официальной зарплаты, конкуренции почти не было.

С мужем Вера Сергеевна рассталась, видимо, по собственной инициативе:

Мой девиз: «Всё или ничего!» Я из-за этого с мужем разошлась.

Но Вера Сергеевна не теряется, она встречается с худруком местного театра. Когда Серёжа и Клава учатся в 3 классе, худрук зовет Веру Сергеевну на должность главного художника театра, но она не соглашается. 6 лет спустя она жалеет об этом отказе и упоминает, что вынуждена теперь согласиться на должность начальника бутафорского цеха:

— Видишь, Сергей, чем приходится заниматься, — сказала Вера Сергеевна, выгружая из плетёных сумок куски пёстрой материи и клубки кружев. Приглашали когда-то главным художником театра. Прозевала. Теперь заведую бутафорским цехом и рада. Правда, приходится подрабатывать.

Фраза звучит двусмысленно, Вера Сергеевна говорит то ли о работе, то ли вообще о своей жизни.

мама Клавы из фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К."
мама Клавы Скриншот. Цитируется по фильму «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Киностудия «Ленфильм»

Свои встречи с худруком (возможно и другими мужчинами) Вера Сергеевна называет «Ко мне люди придут». На время этих визитов мама выгоняет Клаву из дома. Это совсем не нравится Клаве

— А к маме опять сегодня люди придут, — вздохнула я.

Он ответил не сразу.

— Ты должна её понять. Твоя мама одинокая женщина.

— Она говорит, что ей никто не нужен, кроме меня.

— Все они так говорят….

В конце повести Клава вынуждает маму отказаться от подработок рукоделием и вернуться к скульптуре. Видимо Клава нацелилась на карьеру певицы и готовит себе «правильную биографию».

Нетрудно догадаться, что немалую долю в формирование Клавиного характера внесла именно Вера Сергеевна.

Папа Серёжи

Павел Афанасьевич Лавров (актер Виктор Костецкий), папа Серёжи. Судя по тому, что к кону семидесятых Серёже около шестнадцати лет, институт Павел Афанасьевич окончил где-то в начале шестидесятых. Время так называемой оттепели, социального оптимизма, споров физиков и лириков.

папа Сережи из фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К."
папа Сережи. Скриншот. Цитируется по фильму «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Киностудия «Ленфильм»

Где-то в этой эпохе и продолжает жить Павел Афанасьевич. Он долго отказывается покупать телевизор (прямое попадание в нынешние «Я телевизор не смотрю..»:) ), чувствует себя всегда студентом:

….— Может быть, ты ещё предложишь купить телевизор? — зловещим шёпотом начал Серёжин папа, а потом он закричал — Я на всю жизнь студентом останусь, и дети мои будут такими же!

Обои своей квартиры папа Серёжи расписывает оголенными красавицами ( в фильме, по очевидным соображениям, «обнажёнка» отсутствует) и другими рисунками.

Рисунки папы Сережи на обоях из фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К.
Рисунки папы Сережи на обоях. Скриншот. Цитируется по фильму «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Киностудия «Ленфильм»

За спиной годовалого младенца на обоях чёрным фломастером были нарисованы голые красавицы с распущенными волосами. Ковбои с пистолетами в руках целились в тебя, с какой бы точки на них ни посмотреть. Бенгальские тигры показывали свои страшные клыки. Тянулись к звёздам небоскрёбы. Люстра в этой комнате, сооружённая из винных бутылок с обрезанными донышками, мне очень нравилась.

Когда Павел Афанасьевич заходит к маме Клавы, там он встречает знакомого худрука местного театра:

— Мы знакомы, — сказал я, увидев, что «люди» не кто иной, как рыжий детина с бородой, которая однажды произвела на меня впечатление. — Я в вашем театре руководил переоборудованием электроцеха.

— Как же, как же! И откровенно заявили мне, художественному руководителю, что терпеть не можете современный театр. Наверное, вы любитель кинематографа?

— Кино разное бывает, — сказал я, уже сидя и выставив заплату на джинсах, потому что главреж был в костюме с иголочки.

Это производит впечатление некой экзальтированности. Не то что бы инфантилизм, у военного поколения его трудно представить, просто некое желание не взрослеть.

Нетрудно заметить в поведении Серёжи папины черты, но значительно усиленные и ухудшенные. Всё это желание постоянно производить впечатление на окружающих любой ценой, фиксация на прошлом (у папы на студенчестве, у Серёжи на 6-7 классе, когда отношения с Клавой ещё были хорошими).

В какой то момент Серёжин папа влюбляется в Клавину маму. Впрочем до отношений дело не доходит, все ограничивается жаркими взглядами со стороны Павла Афанасьевича и напускным равнодушием Веры Сергеевны.

В фильме это показано полунамёком, в повести более развёрнуто:

…я всем сердцем понял Серёжку. Её мама — немыслимая красавица — смотрела на меня такими же глазами, как у Клавы. Господи, да что там барометр, всё на свете я бы отдал, чтобы иметь право смотреть в эти, чёрт возьми, один раз в жизни встречающиеся глаза!

— Видите ли, Вера Сергеевна… Случается, что после многих лет семейной жизни вдруг человек забывает, за что он когда-то полюбил свою жену. Да ещё если мелькнёт перед ним что-нибудь эдакое… мимолётно-опаляющее.

— Случается, — самоуверенно ответила многоопытная Клавина мама.

— Эти портреты помогли всё вспомнить.

Я очень обиделся за маму. Как он смеет, да ещё при мне!

— Подышу воздухом! — зло сказал я.

— Сиди! — остановил меня отец.

— Подавленные желания, — элегически начала Клавина мама, — одна из причин нервных стрессов.

— Я не уверен, что мои отдалённые предки не были людоедами, — ответил папа. — Хорошо бы мы с вами выглядели, если б из боязни стресса они не подавили кое-какие свои желания. Тогда бы я вами позавтракал.

Папа и Вера Сергеевна засмеялись.

— А как насчёт… мимолётно-опаляющего? — спросила Вера Сергеевна с Клавиными модуляциями в голосе.

— Не могут же все кинозрители мужского пола жениться на Софи Лорен или Бриджит Бардо. Своё мимолётно-опаляющее я причислил к ним.

Клавина мама помолчала, а потом сказала тихо:

— Ваша жена — самая счастливая женщина из всех, кого я знаю. Поверьте, я ей очень завидую.

На мой взгляд, в жизни вполне возможна была бы короткая страсть между Серёжиным папой и Клавиной мамой. Но эту линию не стали вводить ни в повесть ни в кино, думаю потому, что отношения между главными героями стали бы совсем латиноамериканскими. Да и отвлекло бы от главной фабулы, отношений четвёрки юношей и девушек.

Надежда Горшкова (актриса, сыгравшая Клаву в 9 классе)

Актриса, сыгравшая Клаву заслуживает особого упоминания, так как здесь «прямое попадание» в образ. Такая же роковая красавица. Вот её рассказ о своей, вполне успешной жизни ( Женский взгляд Оксаны Пушкиной — Надежда Горшкова):

Пересказывать всё не буду, посмотрите если интересно сами. Только обращу внимание на несколько моментов:

Когда семья Надежды купила кооперативную квартиру, её мама развелась (фиктивно или нет — непонятно) с папой. В новую квартиру заехала одна мама, а остальные 6 человек (включая 6 летнюю Надежду) остались жить в 12 метровой комнате на шестерых, чтобы не терять очередь на жилплощадь.

После 8 класса Надежда пошла в торговое училище (и это при обоих родителях-инженерах). Тем кто жил при СССР, это очень много скажет о её прагматизме, хватке и умении игнорировать общественное мнение.

Снявшись в роли Клавы, Надежда не бросила торговое училище. И только окончив училище и снявшись в главной роли в фильме На чужом праздникеНадежда решает стать актрисой и поступает в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК)

В первый же год учёбы Надежда вызывается помогать иностранцам, изучающим русский язык. Таким образом она знакомится, а затем быстро становится женой американского студента из состоятельной семьи Марка Боргесани. Свадьбу играют в СССР в 1982 г, после чего Марк возвращается в США, а Надежда ещё 4 года доучивается в институте.

Те кто жил в СССР представляют, что значило для некоторых девушек выйти замуж за американца в те годы. Это что-то типа, как в олимпийскую сборную попасть.

После окончания института, в 1986 г, Надежда перебирается к мужу в США. Он учится в каком то городишке Уинсбурге (не нашёл в Гугле, что это за город, может кто в комментах подскажет), с населением в 8 тысяч человек. Полгода уходит у Надежды на изучение языка и обзаведение подружками, после чего она уезжает от мужа в Нью-Йорк. Объяснив это тем, что актрисе в городке с 8 000 человек заняться нечем. Муж, как говорит Надежда «стал поднывать», но она стояла на своём.

Разведясь с Марком в 1993 году, Надежда оставляет двухлетнюю дочь и тещу (!) жить с ним в Лондоне, а сама едет «обустраиваться» в Москву. И лишь три года спустя, найдя нового спутника жизни в Москве, забирает дочь и маму от бывшего мужа.

Судьбы остальных актеров фильма

Фрагмент программы «Сегодня вечером» (Выпуск от 30 ноября 2013 года), рассказывает о судьбах героев фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.»

Печальна сложилась судьба Ольги Озерцовской (Клава в 3 классе) и Максима Ясана (Серёжа в детском саду)

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.