Проект Гринстар (Project Greenstar) — это система мероприятий американского телекоммуникационного гиганта AT & T для предотвращения бесплатных звонков, проводившаяся в 60 — 70 годы 20 века. В рамках проекта Гринстар, записывались и сохранялись на магнитную ленту для последующего анализа звонки абонентов, которые предположительно могли быть мошенническими.
Причиной появлений телефонного мошенничества стала архитектура автоматизированной междугородней телефонной сети. Инженеры AT & T, разрабатывавшие в 40-50 годах 20 века систему автоматизации междугородних телефонных звонков делали это первыми в мире.
В результате им удалось создать то, что они называли самой большой машиной в мире («the largest machine in the world»), систему междугородней коммутации, причем на электромеханических элементах типа шаговых искателей и координатных устройств и электронных лампах. Для упрощения архитектуры системы, сигналы управления передавались по тем же каналам, что и голос абонентов, комбинациями звуковых частот (это называется внутриканальная сигнализация).
На этапе разработки архитектуры междугородней сети никто и подумать не мог, что некоторые абоненты случайным путем смогут узнать эти управляющие сигналы, а потом генерировать их, для совершения бесплатных звонков. Были совершенно анекдотические случаи, например взломщики выяснили, что свисток, вкладываемый в пакеты с хлопьями Капитан Кранч (Cap’n Crunch), дает звук нужной частоты 2600 Гц, необходимой для управления коммутацией линии. Надо учесть что междугородние звонки были тогда намного дороже чем сейчас.
Кто и когда начал первый использовать эту уязвимость неизвестно, неизвестно и когда и как об этом узнали в AT & T. Но к началу 60 годов 20 века они уже знали, что разработаны и распространены в узких кругах способы звонить бесплатно. Но они понятия не имели, насколько широко эти методы распространены, сколько людей о них знают и как далеко все зашло. Их система биллинга просто не учитывала такие звонки.
Поэтому в AT & T решили поставит на ряд междугородних линий специальное оборудование (телефонисты называли его желтая подводная лодка «yellow submarine»). Оно располагалось или в отдельных запертых помещениях телефонных станции или в общих машинных залах, но в отдельных огороженных областях. Это и была аппаратная часть Гринстар.
Логика работы Гринстар опиралась на поиск сигналов 2600 Гц в голосовом канале и проверку наличия сигналов биллинга. Если разговор казался подозрительным, то Гринстар автоматически записывал его на магнитную ленту, для дальнейшего анализа человеком. Причем допуск к лентам имело очень ограниченное количество сотрудников.
С конца 1964 года до мая 1970 года Гринстар проконтролировал 33 миллиона междугородних звонков, от 1,5 до 1,8 миллиона разговоров было записано и отправлено для прослушивания экспертам, было выявлено около 25 тысяч мошеннических звонков. Учитывая, что Гринстар контролировал меньшую часть междугородних линий, AT & T сделало вывод, что в 1966 году всего по США было совершено около 350 тысяч мошеннических звонков.
Сама система Гринстар не использовалась для сбора доказательной базы, этим (зная потенциально мошеннические номера) занимались детективы компании и агенты ФБР. Причем в начале 60 годов AT & T проводила довольно мягкую тактику в отношении нарушителей, их разговор просто прерывали и разъясняли незаконность их действий, это назывыалось сдерживающее интервью («deterrent interview»). Положение AT & T осложнялось слабой законодательной базой, ее формирование было закончено только в 70 годы 20 века.
В 1965 году Гринстар по настоянию юристов компании переименовали в Unit Test Toll.
Расследование такой деятельности AT & T проводилось конгрессом США в 1975 году и Гринстар не был признан незаконным. Юристы компании указывали, что они никогда не контролировали содержание записанных разговоров и никак не использовали его, а только проверяли записи на наличие или отсутствие служебных сигналов.
Подробнее: