У нас уже была запись про американские пневматические мастер-часы 19 века, для создания систем часофикации в школах и общественных зданиях. В это же время (с 1880 г.), в Париже была введена масштабная общегородская пневматическая сеть единого времени. Компания CGHP (ныне SUDAC Air Service) установила рядом с Сеной (вода нужна была для работы паровых двигателей) большую компрессорную станцию, которая питала сжатым воздухом Париж.
Первоначально эта компания, созданная венским изобретателем Виктором Поппом (Victor Popp), сначала она называлась, как выше указано, Compagnie Générale des Horloges pneumatiques — CGHP. Попп начал развивать ее как частную система часофикации. Попп, естественно, хотел сделать ее, во первых общегородской, во вторых не просто часофикации, а распределения сжатого воздуха. Что было на несколько порядков выгоднее часов, в условиях отсутствия системы электрофикации в то время.
И он хотел получить доступ, для прокладки пневмопроводов, в знаменитой шестисоткилометровой парижской канализации (на сегодняшний день более 2100 км). Но первоначально Поппу удалось начать только прокладку систему пневмо-часофикации. А прокладку парижской пневмосистемы начали позже, после 1896 года.
Построена парижская система пневматических часов была на основании патента самого Виктора Поппа. Центральные мастер часы каждую минуту дают пневматический импульс в пневмосеть, от которого все присоединенные вторичные ведомые часы переводят стрелку на одну минуту вперед.
Таким образом конструкция ведомых часов упрощается до счетчика а вся сложность и точность требуется только мастер-часам. Сейчас это назвали бы клиент-серверной схемой, где мастер-часы сервер, а ведомые вторичные часы- клиенты.
Виктор Попп представил эту систему на Парижской выставке L’ Exposition universelle 1878 г и получил серебряную медаль, несмотря на то, что другой венский изобретатель Charles-Albert Mayrhofer (в других источниках Carl Albert Mayrhofer) утверждал что это его изобретение и даже выпустил в 1880 г. брошюру «Венский авантюрист Виктор Попп в Париже, присваивает изобретение пневматических часов«. Частично система Поппа действительно повторяла Венскую систему городских пневматических часов, но были и отличия.
Серебряная медаль Парижской выставки произвела впечатление на муниципальных чиновников Парижа и они разрешают Поппу проложить 10 км свинцовых пневмопроводов в парижской канализации. Первый этап, запущенный в марте 1880 г., позволил подключить 14 уличных часов и всех желающих, в районе прокладки пневмопровода.
К концу 1880 г к этим 14 уличным часам, добавились 33 вторичных часов, установленных на городских зданиях и 1475 вторичных часов у частных пользователей, в основном коммерческих, типа банков и гостиниц.
На тот момент система состояла из 10 линий-«веток», основная труба была 27 мм в диаметре, от нее ответвлялись вторичные трубы, диаметром от 6 до 20 мм, давление в системе составляло 0,75 бар. Подключить первые часы стоило 5 сантимов в день, вторые 4 сантима, третьи 3 сантима. Дальше линии росли, охватывая районы Парижа и подключая новых пользователей.
Тем не менее, эта деятельность почти всегда была убыточной и компания пережила несколько банкротств, Виктор Попп вынужден был покинуть ее после нескольких скандалов.
На большом расстоянии сказывался эффект запаздывания пневмоимпульса, время задержки могло составлять 15 секунд, CGHP гарантировала отставание не более полуминуты, возможно во вторичных часах имелась корректировка движения стрелок относительно воздушного импульса.
Упоминаний, где были расположены центральные часы этой системы, мне пока найти не удалось, скорее всего на той же компрессорной станции. Время на центральных мастер-часах, корректировалось по телеграфу из Парижской обсерватории.
Во время наводнения 1910 года компрессорная станция была затоплена и все парижские часы, подсоединенные к общегородской системе часофикации, остановились на времени поломки 10 :53. До этого аналогичная остановка всех часов Парижа случилась в 1905 г. из-за аварии на станции сжатия воздуха (из-за взрыва котла погибли пять рабочих), тогда часы встали на 10:50.
Парижская система пневмочасофикации работала до 1927 года, после чего от нее отказались из-за постоянных убытков. Максимальное количество часов, подключенных к системе было зарегистрировано в 1884 г. — около 7850 часов и это число снизилось в 1926 году до 5118.
Часы становились все более доступны обычным людям, росло количество радиоприемников, по которым можно было узнавать сигналы точного времени, владельцы телефонов могли позвонить на станцию и спросить у барышни точное время, позднее появилась услуга телефонной службы точного времени (что интересно, первая такая служба тоже появилась в Париже в 1932 г.).
Все это вело к тому, что спрос на пневмосистему точного времени падал. А ведь на заре основания компании планировалось подключить к системе пневматической часофикации 60000 часов.
Система же подачи сжатого воздуха для потребителей, ради которой Попп и затеял сеть пневочасов, просуществовала намного дольше, полностью её деятельность была прекращена в 1994г. Подробности в записи:
Вот по настоящему интересный вопрос. Как выставлялось правильное время на каждом из ведомых часов? привезли вот часы на эту улицу внизу на рисунке, установили. Какое время надо на них выставить, чтобы они шли синхронно с мастер-часами. Точнее понятно, что надо выставить точное время. Но где его взять, если точное время только на центральных часах и в обсерватории?
Я вижу три возможности — первая, смотреть в бинокль на ближайшие уже установленные часы, таким образом сеть пневмочасов должна была расти от места установки центральных часов так, чтобы каждые следующие часы были в пределах видимости через оптику от предыдущих.
Это в принципе хорошо бы совпадало и с прокладкой пневмопровода. Ну плюс еще те места, где есть телеграф, могли «отращивать» от себя сети точного времени. Вторая возможность — не только минутный импульс, но какой нибудь синхронизирующий удлиненный импульс, сбрасывающий все часы например на 00:00.
Это решило бы все вопросы, в том числе и установки пневмочасов в частных домах, но влекло бы очень серьезное усложнение конструкции вторичных часов, так что скорее всего не вариант. И третий — какой либо звук точного времени, слышимый по всему городу, колокол или выстрел из пушки.
Больше информации об этой системе в миниблоге pumpingtime и в истории компании SUDAC а также здесь и здесь.
На рисунке ниже уличные вторичные часы, подсоединенные к единой пневмосистеме часофикации Парижа.