Проблема автоматизации складов стоит давно, столь же давно разрабатываются и системы автоматических складов, где автоматический манипулятор ездит между полками. Эта концепция упирается в одну проблему — легко забрать с полки предмет стандартных размеров или паллет.
Но разработать манипулятор, который может набирать заказы — то есть брать с полок и батарейки и конструкторы и мячи очень сложно. Поэтому до сих пор на тех складах, где нет стандартной упаковки, автоматизация идет по алгоритму — грузчику-наборщику на его терминал сбора данных идет приходит заказ с артикулом изделия и адресом в адресной системе склада. Наборщик идет к нужной ячейке склада, забирает нужный продут и несет его к конвейеру. При таком подходе наборщик тратит очень много времени на походы между полками.
Разработчики из Kiva Systems (ныне Amazon Robotics) решил посмотреть на процесс по новому. По прежнему лучший складской манипулятор для легких товаров — это человек. Но он тратит слишком много времени на беготню между полками. Так пусть гора идет к Магомету, то есть полка к наборщику. А ему останется взять нужный товар с полки и просканировав положить на конвейер, идущий к упаковщикам.
Это потребовало внедрить новые конструкции складских стеллажей — легкоперемещаемых. В Kiva Systems их называют pods. Вся концепция Kiva Systems основана в первую очередь на них.
Явно встал вопрос об устойчивости стеллажа при перемещении. Его центр тяжести должен быть расположен так, чтобы при движении на роботе она не упала. Товар тоже не должен падать при легкой раскачке с полки, на видео видно, что часть стеллажей обтянута эластичными лентами по периметру.
По технической реализации мало данных. Концепция состоит в том, что сделать много дешевых, относительно простых транспортных роботов (automated guided vehicle (bot)), вся задача которых приехать в нужное место под стеллаж, приподнять его, отвезти к наборщику. повернуть нужным боком и вернуть обратно.
На видео видна разметка и двумерные штрихкоды нанесенная на пол склада, видимо по ней и ориентируются роботы. Скорее всего в район склада, обслуживаемый роботами, людям закрыт (на видео тут https://www.amazonrobotics.com/#/vision отметка 0: 13 видно что наборщики находятся в своеобразных клетках), иначе потребовались бы сложные методы защиты от столкновений с людьми и был бы сильно уменьшен ресурс разметки (люди ее затаптывают).
Точно не известно, используется только эта разметка или еще какие либо средства навигации. Wi-Fi используется для передачи заказа на конкретного робота и его управления. Судя по видео, подъем и опускание полки реализован с помощью винтового подъемника, причем чтобы стеллаж не крутился при его подъеме, робот крутится в обратную сторону.
Есть два вида роботов — маленький с размерами примерно 60 на 60 см и высотой 30 см, весом 100 кг, грузоподъемностью до 400 кг и позднее появившейся большой, с грузоподъемностью больше тонны. Скорость роботов около 4 км/час. Роботы работают от аккумуляторов, заряжаемых раз в час в течении 5 мин.
Автоматизированная система запоминает, стеллажи с какими товарами требуются чаще и ставит их ближе к упаковщикам. Также автоматизированная система управления подсвечивает лазерным указателем нужную полку на стеллаже упаковщику.
Что интересно, ранее независимая Kiva Systems, после приобретения ее Amazon и превращения в Amazon Robotics практически полностью прекратила маркетинговую деятельность. Хотя раньше она продвигала свои решения для всех игроков складской отрасли.
На тот момент, когда Kiva Systems еще работала на широком рынке стоимость управляющего ПО, 50 малых роботов и 5 упаковочных станций составляла от 2 до 3 миллионов долларов. Неизвестно, входит ли в эту сумму необходимое количество стеллажей и работы по нанесению разметки.
Производительность работников в такой системе возрастает примерно в 2 раза, за счет отсутствия необходимости ходить по складу.
Практика применения этих роботов показывает, что автоматизация многих индустриальных процессов «в лоб» (типа придумать робота кладовщика) неэффективна, надо менять инфраструктуру (в данном случае менять стеллажи и делать систему навигации внутри склада), чтобы сделать промышленную среду более дружелюбной к автоматизации
Также таким образом удается обойти парадокс Моравека — сложность для роботов выполнения простых для людей действий.
Подробнее http://www.forbes.com/forbes/2009/0316/040_bot_time_saves_nine.html