Обычно водитель, передвигаясь по загородной дороге, слышит звук шин, двигателя и опционально свою аудиосистему. Если на большой скорости открыть окно, будут ещё и аэродинамический шум, иногда даже вибрирующий.
Дорожники видимо считают, что этих звуков мало и стали вносить в конструкцию дорог изменения, чтобы сделать из машины и дороги большой музыкальный инструмент.
Первыми тут выступили, как часто бывает, американцы. Они разместили так называемые шумовые полосы на трассе Garden State Parkway ещё в 1952 г. Суть шумовой полосы в нанесении некоторой нарезки или наоборот выпуклостей на дорогу.
При наезде на эти нарезки или выпуклости водитель слышит громкий неприятный шум, а при некоторых конструкциях шумовой полосы и сильную вибрацию. Такой полосой может обозначаться разделительная разметка, обочина или место перед пешеходным переходом.
У нас в России шумовые полосы стали применять где-то с 2012 года. Обозначают у нас шумовыми полосами в основном пешеходные переходы (вне крупных населенных пунктов). Шумовых полос обочины или между полосами движения я в России не встречал, если кто сталкивался напишите в комментах.
Также единственная технология шумовых полос, которую я встречал в России — это здорово уменьшенный вариант «лежачего полицейского». Который сильно трясет перед подъездом к пешеходному переходу.
Что интересно, в 2009 г в Мичигане амиши добились изменения шумовой полосы на том основании, что она мешает их конным экипажам.
Но шумовыми полосами дело не ограничилось. Нашлись люди, которые догадались, что таким образом можно воспроизводить не только шум, а и мелодию. Так появились музыкальные дороги (Musical road).
В октябре 1995 года в Гиллинге, двумя датскими художниками Стееном Крарупом Йенсеном и Якобом Фрейдом-Магнусом был создан музыкальный участок дороги — Асфальтофон. Он сделан из точек Боттса и небольших выпуклостей. При проезде этого участка слышно что-то похожее на короткий музыкальный аккорд.
В 2007 г за дело взялись японцы. Там используют нарезки и наносят их так, чтобы мелодия правильно звучала, если едешь с разрешенной скоростью.
На 2016 год в Японии насчитывается более 30 музыкальных дорог. Само название Musical road было зарегистрировано в Японии, как товарный знак, а технология запатентована.
Список музыкальных дорог Японии можно посмотреть по ссылке (японский язык, воспользуйтесь гугл-переводчиком).
Некоторые создатели музыкальных дорог не чужды патриотизма
Недалеко от Пекина по живописной горной местности пролегает музыкальная дорога, играющая мелодию Ode to the Motherland. Эта патриотическая песня считается вторым гимном страны — ей завершаются некоторые китайские радиопередачи. Возможно, вы слышали её исполнение на церемонии открытия Пекинских Олимпийских игр в 2008 году.
Ещё одна патриотическая музыкальная дорога расположена в американском штате Нью-Мексико, на знаменитой трассе 66. Проезжающий по ней автомобилист услышит мелодию America the Beautiful. При Кеннеди эта популярная с 30-х годов песня чуть не стала государственным гимном США.
В сентябре 2008 года в США, в городе Ланкастер , появилась музыкальная дорога под названием Civic Musical Road. Её построила компания Хонда для съёмки рекламного ролика своего автомобиля Honda Civic. Нарезанные музыкальные канавки воспроизводили финальную часть увертюры оперы Джоакино Россини «Вильгельм Телль». Но из-за жалоб местных жителей этот музыкальный отрезок пришлось перенести.
Вот по этой ссылке вы можете освежить свои знания по физике и математике, и посчитать частоты нарезки для музыкальной дороги (англ. язык).
Что касается нас, то из-за климатических условий маловероятно создание музыкальных участков методом нарезки. Да и не факт, что всем водителям такая непрошеная музыка понравится.
Из личных наблюдений, на трассе М8, при подъезде к Ярославлю со стороны Москвы (не доезжая около 18 км) , есть несколько метров дороги, который издают короткий неприятный шум. Практически под путепроводом на карте. Вряд ли так было задумано, скорее всего ремонт дороги неродным материалом.