Смерть из облака…

Разработчики социальных роботов Jibo начинали очень хорошо и бодро, рекламируя своего социального помощника. Они привлекли почти 3,5 миллионов долларов в рамках кампании Indiegogo 2014 года по запуску своего творения, перевыполнив план по сбору денег на 2240%. Благодаря такому хорошему старту, проект Jibo смог привлечь около 73 миллионов долларов венчурного капитала. Но что-то пошло не так…

С выпуском реальных роботов пошло уже не так бодро. В 2016 году было объявлено, что поставлять Jibo будут только клиентам в США и Канаде. Но и в США и Канаде компания припозднилась и отгрузку роботов начала в только 2017 г., по цене 899 долларов за штуку.

Jibo социальный робот
Jibo социальный робот. (Предоставлено: пресс-кит Jibo)

К тому времени голосовые ассистенты от Amazon и Google уже вышли на рынок и Jibo оказался слегка опоздавшим. В результате, в конце 2018 года Jibo передала всю свою интеллектуальную собственность SQN Venture Partners, которая к тому моменту видимо была владельцем его долгов.

Уже тогда многим владельцам Jibo стало понятно, что ничего хорошего их роботов не ждёт. Так и случилось. В марте 2019 г. выяснилось, что серверы поддержки роботов Jibo (так называемое «облако») отключают. Тут надо заметить, что хотя часть функций Jibo работает без подключения к внешним серверам, основные функции, в том числе голосовые, требуют для работы подключения к «облаку».

Это отключение в среде любителей робототехники назвали «смертью». Разработчики Jibo не стали «уходить по английски», а сообщили своим владельцам о предстоящей беде.

Перед «смертью» роботы благодарят хозяев за проведённое вместе время и «танцуют».

«Может быть однажды, когда роботы станут более продвинутыми и будут у всех, ты скажешь своему, что я передавал привет», — говорят Jibo своим владельцам.

Эта ситуация поднимает на самом деле очень серьезный вопрос. Нас окружает всё больше устройств, которые для работы требуют подключения к внешним серверам, тому самому «облаку». Но владелец устройства не имеет никаких прав на эти сервера. Чаще всего это подключение предоставляется взамен на получение персональных данных. Но что будет, если бизнес-модель «облака» не взлетит?

Для примера можете задать себе вопрос, какова будет функциональность вашего смартфона, пока его не зарегистрируешь в Google. Что, вы говорите, что Google слишком большая компания, чтобы пропасть как Jibo? Да вы правы.

Но во первых, те кто рождены в СССР, помнят историю Сбербанка (который тогда назывался Сберкассой). Он тоже явно был великоват, чтобы рухнуть, но это не помешало ему «заморозить» деньги вкладчиков. Да и сам СССР был великоват, чтобы рухнуть…

Во вторых Google недрогнувшей рукой закрывает массу проектов. Которые ему невыгодны. Android пока выгоден, но что будет в будущем? Уже сейчас Google зачастую выкручивает руки разработчикам приложений для смартфонов.

Например разработчики NLL Apps (разрабатывают приложение для записи разговора во время звонка) за последние месяцы получили несколько крайне неприятных новостей от Google. Сперва их приложениям запретили доступ к API Gmail, потом к номерам звонящих, а начиная с Андроид 9 и к самой записи разговора.

Это по сути убивает их бизнес, как и десятков других разработчиков аналогичных приложений, но ничего поделать они не могут. Что уж говорить о пользователях их приложений, их в расчет вообще никто не берёт ( более чем 200 миллионов установок для более чем 200 приложений записи вызова ).

Можно сказать, что мы приобретаем множество вещей, которые зависят от внешней инфраструктуры. От автомобилей, до телевизоров и компьютеров. Но разница в том, что они имеют стандартизованные требования к внешней инфраструктуре. И поставщик этой инфраструктуры в принципе может быть заменен за разумное время.

С «облаками» всё не так. Представьте себе, что ваш автомобиль мог бы ездить только по дорогам, которые строит Google… А c «облаками» именно так и происходит.

Продвижение идеи облака, или по умному «ПО как сервис», выгодно производителям ПО. Вместо продажи какого то кода они имеют некий вариант аренды. Это прикрывается юридическим обоснованием, пролоббированным на рубеже тысячелетий мощными софтверными компаниями, DMCA и т.д. Рано или поздно, этой же юридической защитой начинают пользоваться фирмы поменьше, победней и поагрессивней.

Кстати, пример с необлачной программой был в записи Блокировка программы за отрицательный отзыв в Интернете. А в записи О пользе чтения лицензионных соглашений… был пример того, как пользователя «выпилили» из Гугла, не дав даже сохранить свои архивы за 14 лет.

Все это ставит вопрос о надежности использования сервисов вместо продуктов. Да и некоторых продуктов, которые оказывается, могут быть отключены в любой момент времени.

Видео с прощальным «танцем» Jibo

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.